Конспект занятия в младшей группек. Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации: Золотая рыбка

Оксана Самотаева
Конспект занятия по конструированию из бумаги во второй младшей группе «День рождения Колобка»

Конспект НОД по конструированию из бумаги во второй младшей группе : «День рождения Колобка » .

Цель : ознакомление со свойствами бумаги .

Задачи : формировать умение создавать поделку из бумаги , складывая квадрат по диагонали, загибать противоположные углы квадрата к его центру; развивать образное мышление, мелкую моторику, закреплять представление о цвете, форме, размере предмета; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование : квадратные листы разноцветной бумаги , клей, клеёнка, массажные шарики, колобок .

Ход деятельности:

Ведущий : Послушайте загадку

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился (колобок )

(стук в дверь)

Колобок : Я Колобок , Колобок

У меня румяный бок.

Здравствуйте, ребята! А у меня сегодня день рождения .

Ведущий : Колобок , мы тебя поздравляем, правда, ребята (дети поздравляют) .

(колобок плачет )

Ведущий : Что случилось, Колобок ? Почему ты плачешь?

Колобок : На свой день рождения я пригласил и бабку , и дедку, и зайку, и медведя, и даже лисичку, но не знаю, чем их можно угостить.

Ведущий : Не расстраивайся, Колобок , по таким мелочам. Ребята тебе расскажут, чем в день рождения можно угостить своих гостей. (высказывания детей)

(Колобок опять плачет )

Колобок : У меня нет ничего.

Ведущий : Не волнуйся, Колобок , мы тебе поможем. Для угощения твоих гостей ребята сделают конфеты. Чтобы конфеты получились вкусные да красивые, нам нужно подготовить наши пальчики к работе, размять их да разогреть.

Колобок : Ребята, я такой весельчак и затейник, хотите поиграть со мной и моими младшими братьями колобочками ?

(пальчиковая гимнастика с массажными шариками «колобочками » ).

Покатать в ладошках

Помять правой рукой

Помять левой рукой

Прокатить по правой руке

Прокатить по левой руке

Прокатить по сложенным «дорожкой» ногам туда и обратно

Фиксация взора на «колобке » упражнение «тик-так»

Ведущий : Колобок , посмотри, сколько конфет смастерили тебе наши умельцы.

Колобок : Какие вы молодцы, спасибо вам большое!

Ведущий : На прощание, Колобок , поиграй с нами в игру «Каравай!»

Дети водят «Каравай»

Колобок : Теперь мне пора идти встречать своих гостей. До свидания, до новых встреч!

Публикации по теме:

Задачи: 1. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную между предметами. 2. Учить прыгать на двух ногах через 4 линии (расстояние между ними 30.

Конспект интегрированного занятия по Тико-конструированию «День рождения ослика» с детьми средней группы Конспект интегрированного занятия по ТИКО «День Рождения ослика». С детьми средней группы №14 МБДОУ №38 п. Эльбан Амурского района. Выполнила:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «День рождения у елочки» Цель: Развитие эмоциональной, творческой сферы малышей, путем использования различных видов музыкальной деятельности. Задачи: Способствовать.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Отмечаем день рождения» ЦЕЛЬ: Формирование игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - побуждать детей переносить знания.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «У куклы Кати день рождения» Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла катя. Давайте с ней поздороваемся. Дети: Здравствуй катя В-ль: Какая кукла нарядная в красивом.

Конспект занятия по конструированию с частичным использованием ИКТ во второй младшей группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Детский сад комбинированного вида» Домик для кошки Мурки конспект.

Конспект занятия во второй младшей группе «Как дети Колобка искали» Цель: развитие эмоциональной сферы детей через применение информационно-коммуникативных технологий и формирование готовности к совместной.

Бумага - самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд простые действия для ребенка достаточно сложны. Выполняя поделки из бумаги, ребятишки в детском саду не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию.

Цели обучения конструированию из бумаги в ДОУ, актуальные для каждой возрастной группы задачи и приёмы

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата - поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и поэтому очень интересно для ребенка.

Конструирование развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза. Совершенствуется зрительное восприятие, дошкольники приходят к пониманию того, что в окружающем мире существуют однородные предметы, относящиеся к одному понятию и имеющие общие признаки. Например, у всех домов, даже непохожих друг на друга, есть стены, крыша, окна и двери.

Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте).

Приобщение к конструированию из бумаги начинается во второй младшей группе и преследует цель познакомить малышей с этим видом деятельности, вызвать к ней интерес. Вначале педагог рассказывает ребятам о свойствах бумаги: они узнают, что она бывает мягкая и жесткая, гладкая и шершавая, может иметь любой цвет. При этом важно дать детям потрогать материал руками.

На дальнейших занятиях дошкольники обучаются простейшим приемам работы с бумагой - им предлагается помять ее, сложить, скрутить, оторвать от нее кусочки. Несомненно, малышей заинтересуют такие действия, воспитатель при этом обращает внимание на сопровождающие их звуки.

На занятиях по конструированию у малышей развивается умение следовать словесной инструкции педагога, которая сопровождает каждое действие. При создании простых поделок ребят формируется эстетический вкус, воспитывается аккуратность и усидчивость.

Конструирование начинается с самых простых поделок из готовых деталей, которые предлагает малышам педагог. Они уже имеют все необходимые сгибы и надрезы. Задача детей - сложить их и склеить. Правильно разместить детали помогает воспитатель, он же дополняет изделия деталями. Например, при создании зайчика дошкольники склеивают концы одной полоски, чтобы получилась голова. Затем к ней приклеиваются готовые ушки. Голова крепится на мостик из широкой полоски с надрезами - лапками. После этого воспитатель подходит к каждому ребенку и приклеивает на мордочку зайки объемные глазки и рисует носик.

Такую простую поделку могут выполнить воспитанники второй младшей группы

Вообще, дети очень любят мастерить животных. В младшей группе для этой цели можно использовать универсальную заготовку: на сложенном пополам листе картона вырезается круг и большое кольцо - голова и тело зверька. Далее голова приклеивается к туловищу, детали раскрашиваются пятнами, полосками и т.д. (в зависимости от вида животного), на круге рисуется мордочка.

С помощью простой заготовки можно мастерить самых разных животных

В младшем дошкольном возрасте очень важно хвалить малышей в процессе работы. Ведь у детей еще не сформированы нужные навыки, и процесс конструирования из бумаги проходит сложнее, чем у старших дошкольников.

В средней группе ребята совершенствуют приобретенные начальные навыки работы с бумагой. Кроме того, в этом возрасте они уже начинают работать с ножницами, учатся скруглять углы, получая округлые формы, делать надрезы по краю бумаги. Воспитатель учит детей сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая при этом углы. В поделки из бумаги в этом возрасте начинают активно включаться аппликативные элементы, дорисовывание деталей.

Воспитанники средней группы уже могут вырезать простые фигурки животных

Колечки из полосок разной длины просто вставляются друг в друга

В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей - побуждает их вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного цвета и фактуры. В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда каждый ребенок придумывает свою идею для поделки.

Методика конструирования в старшей группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику. Чтобы стимулировать интерес детей, воспитатель предлагает им поделки для театральных инсценировок или коллективные композиции.

В подготовительную группу дошкольники приходят уже со сформированным набором умений и навыков, необходимых для бумажного конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии. Дети подводятся педагогом к пониманию выразительных возможностей видов бумаги, разных по фактуре. Кроме того, ребята учатся работать по разметке - сгибать и разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям.

Отметим, что образец в старшем дошкольном возрасте уже не так важен, как раньше. В ряде случаев его могут заменить словесные указания. Однако если конструкция поделки новая и достаточно сложная, то воспитатель использует полный показ с обстоятельным комментированием последовательности выполнения работы.

Разновидности проектов конструирования: на плоскости, объёмное, оригами, конструирование из полосок и пр.

Бумага - универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала представлено различными способами. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге), при этом присутствует частичный объем - некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.

Плоскостная поделка, которую можно предложить воспитанником старшей группы

Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть. Это разнообразные домики, коробочки, шкатулки, мебель для кукол. Объемная форма здесь достигается за счет сгибов плотной бумаги.

Объемные поделки всегда вызывают у дошкольников интерес

Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.).

Поделки старших дошкольников

Отметим, что изделие, созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе.

Оригами на плоскости

Еще одна разновидность объемного конструирования - поделки из бумажных полосок. Здесь уже используются ножницы и клей. Этим способом оформляются изделия, традиционно состоящие из круглых форм (неваляшка, снеговик, фонарик, колодец), однако при наличии желания и фантазии так можно смастерить любого зверя или птицу.

Поделка из полосок воспитанников старшей группы

Наиболее уместный материал для создания поделок (оригами, объемных и пр.), их оптимальный размер

Для бумажного конструирования в детском саду используется бумага разного качества и цвета. Плотность и цветовая гамма заготовки зависит, прежде всего, от вида конструирования. Так, для оригами обычно предлагается плотная бумага ярких цветов (например, специальная цветная бумага, предназначенная для принтера). Также подойдет промасленная бумага с глянцевым или матовым эффектом - на ней не будут образовываться трещины от сгибов. Отметим, что для создания лодочки или кораблика можно предложить ребятам вощеную или пергамент - в таком случае они смогут запустить самодельную игрушку в воду.

Тон основы, конечно же, зависит от изображаемого объекта (зеленый цвет подойдет для создания лягушки, белый - лебедя, желтый - рыбки и т.д.).

Для объемных поделок, которые впоследствии будут использоваться для игр и театральных инсценировок (например, маски), можно использовать плотную бумагу, тонкий картон и даже обои. Некоторые вещи можно делать из оберточной бумаги, которая имеет свойство топорщиться: подключив фантазию, из нее можно оформить оригинальное дерево.

Объемная композиция из оберточной бумаги с использованием обрывной техники

Отдельные вещи можно мастерить из пестрой журнальной бумаги, например, сказочную птицу.

Журнальная бумага необычно смотрится в композиции

Изделия из полосок также делают из плотной бумаги - тонкая не будет держать форму. Но также не подойдет и картон - полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали - скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза.

При конструировании из бумаги в поделку вполне можно включать бросовый материал. Например, втулку от рулона туалетной бумаги можно превратить в тело бабочки или в ствол дерева (кроной при этом может стать картонная тарелочка).

Использование бросового материала делает изделие оригинальным

Поделка из картонных тарелочки и втулки от туалетной бумаги

Картонные спичечные коробки - идеальный материал для создания кукольной мебели, останется только обклеить их яркой цветной бумагой.

Спичечные коробки идеальны для изготовления кукольной мебели

Кроме того, в поделку можно включать спички, зубочистки, пряжу.

Поделка из бумаги с использованием фотографии, поролоновой губки и зубочисткок

Хвостик оформлен из толстой пряжи красного цвета

Что касается размера поделок, то они не должны быть слишком большими: в этом случае ребенку неудобно будет, например, прижимать детали пальчиками по всей длине для лучшего приклеивания. С другой стороны, неудобна и работа со слишком мелкими элементами.

Для плоскостной поделки оптимальный размер основы - лист картона формата А5, изображение при этом занимает почти всю его поверхность. Для изделия в технике оригами обычно предлагается основа формата А4.

Бумажные игрушки из полосок обычно не превышают десяти сантиметров в высоту или длину.

Способы изготовления исходных деталей, степень участия детей в этом процессе

Что касается изготовления исходных деталей для бумажного конструирования, то в младшей группе все заготовки детям предоставляет воспитатель. В средней группе основную часть элементов также заранее готовит педагог, однако дошкольники уже могут самостоятельно разрезать бумажную деталь по намеченному сгибу.

В старшем дошкольном возрасте ребята уже принимают участие в изготовлении деталей, например, они вполне могут нарезать лист бумаги на полоски примерно одинаковой ширины и длины, сделать надрезы по краю. Для большей выразительности изделия педагог иногда предлагает воспитанникам фигурные ножницы.

Дополнительные техники, используемые в создании поделки (элементы рисования, раскрашивание, аппликация и пр.). Уместность индивидуального подхода при конструировании из бумаги в ДОУ

Бумажное конструирование очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках. Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет изображения - бабочка, сказочная птица, или дерево.

Оригами с элементами аппликации

В поделку также уместно включать и пластилин - из него можно оформить глазки и носик бумажного зверька.

Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного или личико неваляшки.

В старшем дошкольном возрасте уже четко видны способности детей к тому или иному виду деятельности. Ребятам, которые проявляют интерес к конструированию из бумаги, быстро справляются с работой, можно усложнять задание, предлагая им дополнительные элементы для украшения поделки. Например, если тема занятия «Диван для кукол», то его можно не просто смастерить, а нанести на воображаемую ткань узор в виде горошка, полосок или цветов. Точно так же можно украсить и бумажный стаканчик.

Варианты мотивирующего начала занятия по конструированию из бумаги: сюрпризный момент, рассматривание картинок, беседа, придумывание сказочного сюжета и пр.

Каждое занятие в детском саду должно быть похоже на путешествие в сказочный мир, особенно если речь идет о продуктивной деятельности. Задача воспитателя - сделать так, чтобы дошкольники почувствовали себя волшебниками или мастерами, создающими прекрасную вещь. Поэтому начинать занятия нужно с сюрпризного момента или небольшого спектакля, в котором задействуются какие-то интересные персонажи и вовлекаются сами дети. Конструирование может задействовать навыки ребят, полученные на музыкальном занятии.

Приведем конкретные примеры мотивации. В начале занятия по теме «Паровоз» (средняя группа) воспитатель обращает внимание детей на рельсы, построенные на ковре из кубиков. Педагог рассказывает удивленным детям, что по дороге в детский сад она встретила собачку, которая ей рассказала, что у зайчика в лесу очень болит живот. Нужно привезти его к врачу, но не на чем: в лесу нет автобусов и троллейбусов. Мама зайчиха очень просила передать ребятам, чтобы они сделали вагончики для паровоза, потому что медвежата уже проложили рельсы. Воспитатель выясняет у ребят, что они согласны они приняться за такую сложную работу.

Отметим, что в конце занятия нужно обязательно вернуться к сказочному сюжету: педагог благодарит детей за помощь, ведь, теперь зайчик сможет добраться до врача и обязательно поправится.

Еще один пример привлечения интереса дошкольников к продуктивной деятельности - рассказ воспитателя про дедушку с бабушкой (вторая младшая группа): они ждут гостей и хотят испечь колобки для угощения. Но, оказывается, у них кончилась мука. Дети вместе с педагогом заглядывают в волшебный сундучок и обнаруживают там бумагу. Все вместе они принимают решение сделать колобка из этого материала.

Классическая мотивация для детей - сделать для персонажа (куклы, матрешки, неваляшки) или лесного зверька друзей, чтобы им было с кем поиграть. Похожий вариант - в группу приходи мама-кошка (или другое животное), которая опечалена тем, что разбежались ее котята. Ребята с радостью соглашаются помочь - смастерить из бумаги пропавших зверьков.

Еще один безотказный вариант - желание детей сделать поделку в подарок своим близким на какой-то праздник (8 Марта, 23 февраля, Новый Год, День Матери).

Интересная мотивация связана с конструированием одежды из бумаги. Так, например, под музыкальную композицию В. Шаинского «Цирк» в гости к дошкольникам приходит игрушечный клоун. Ребята рассказывают, кто этот персонаж, чем он занимается, где можно его встретить. Детям предлагаются загадки про детали одежды клоуна. А затем педагог предлагает самостоятельно смастерить для него яркий наряд. Таким образом дошкольники в игровой форме приходят к выводу, что для формирования целостного образа важную роль играют детали, и изготовить их вполне можно своими руками.

Игрушка, которую можно использовать на занятии

Другой пример - сказка про Золушку. Педагог рассказывает ребятам, что Золушка как-то раз собралась на бал, но у нее не было нарядного платья. И тогда она решила смастерить его из бумаги: вырезала большой круг, сложила его пополам - но юбка оказалась слишком велика. Тогда героиня сложила полукруг еще раз, но и эта юбочка была слишком широкой. Она сложила ее еще раз - юбочка получилась совсем узенькой. К счастью, в это время появилась добрая фея и подарила Золушке красивое бальное платье. Дети же тоже могут помочь героине, смастерив для нее из бумаги прекрасную звездочку, которая украсит платье.

Отметим, что в занятие по конструированию следует активно включать стихотворения, загадки, физкульминутки, подходящие по теме. Все это стимулирует детей к творчеству.

Картотека тем по конструированию из бумаги для каждой возрастной группы ДОУ

Приведем примерный перечень тем, которые можно использовать на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа:

  • «Зайка» и другие животные самой примитивной формы из широких полосок.
  • «Дождик», «Осенние листочки» (наклеивание объемных комочков на картонную основу).
  • «Зонтик» (складывание круга пополам, дорисовывание и добавление недостающих деталей).
  • «Платочек» (складывание квадрата пополам и украшение с помощью аппликации или рисования).
  • «Елочка» (складывание квадратика по диагонали, из нескольких таких треугольников составляется елочка).
  • «Домик» (прямоугольник складывается пополам и приклеивается треугольная крыша).
  • «Месяц» (складывание круглой заготовки пополам и дополнение деталями).
  • «Очки для бабушки» (соединение двух кружков из картона с помощью узкого картонного прямоугольника).
  • «Солнышко» (приклеивание к кругу бумажных петелек).
  • «Сердечко» (складывание из полоски бумаги).
  • «Птичка» (складывание круга пополам и дополнение его готовыми деталями - крылышки, головка, хвостик).
  • «Дерево» (приклеивание объемного треугольника к нарисованному стволу).

Средняя группа:

  • «Открытка» (складывание квадрата пополам и украшение его подходящими элементами).
  • «Гирлянда» из колечек (как вариант – «Гусеница»).
  • «Домик» (из геометрических фигур).
  • «Яблоко» (загибание уголков в центр квадрата).
  • «Бабочка» (складывание треугольника из квадрата, отгибание противоположных углов, украшение аппликативными деталями).
  • «Грибок» (складывание квадрата для получения треугольника и прямоугольника - шляпка и ножка гриба).
  • «Елочная игрушка» (складывание круга пополам и приклеивание половинки к половинке такой же заготовки).
  • «Резная снежинка» (складывание снежинки из базовых форм - воздушный змей).
  • «Аквариумные рыбки» (складывание треугольника пополам, украшение аппликативными деталями).
  • «Кораблик» (Отгибание части треугольника, выворачивание отогнутой части наружу).
  • «Закладка для книги» (познакомить с базовой формой «конфетка», украшение аппликативными деталями).
  • «Цветик-семицветик» (составление предмета из нескольких форм «конфетка» разного цвета).
  • «Воздушный змей» (закрепить умение изготавливать базовую форму «воздушный змей», украшение аппликативными деталями).

Старшая группа:

  • «Фонарик» (аппликация из полосок, надрезы)
  • «Дом» (как вариант – «Телевизор», «Будка для собаки»).
  • Автобус (складывание картона пополам и дополнение необходимыми деталями).
  • Корзинка (оригами).
  • Снегирь (оригами).
  • Матрешка (оригами).
  • «Платье для куклы» (оригами).
  • «Божья коровка» (крылышки оформляются из двух сложенных кругов).
  • «Карнавальные маски» (из картона).
  • «Елочка» (нанизывание бумажных деталей на стержень).
  • «Театр игрушек» (поделки для театрального уголка).
  • «Птица счастья» (хвост оформляется в виде гармошки, дополнение яркой аппликацией)
  • «Самолет» (оригами).
  • «Кораблик» (оригами).
  • «Рыбка» (оригами).
  • «Коврик» («плетение бумажных полосок).

Подготовительная группа:

Объектом для бумажного конструирования в этом возрасте может быть любое животное, птица, насекомое, явление природы или неодушевленный предмет. Приведем некоторые варианты из множества возможных:

  • «Ёжик» (на основе полосок)
  • «Попугай» (на основе полосок)
  • «Тигр» (на основе полосок)
  • «Многоэтажный дом»
  • «Мухомор» (из цилиндра и конуса, дополнение аппликативными деталями)
  • «Лошадка» (из спичечных коробков)
  • Санки
  • «Автомобиль» (из спичечных коробков и других деталей, обклеивание цветной бумагой)
  • «Слоник»
  • «Осьминог» (из салфеток с дополнением бумажными деталями).

Кроме того, начиная со старшей группы можно предлагать дошкольникам конструирование по замыслу. Что касается коллективных работ, то их можно практиковать с самого раннего возраста (например, «Осенний лес» во второй младшей группе, «Мебель для кукол» в средней группе).

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Фесенко Л. «Колобок»
(вторая младшая группа)

Образовательные задачи : учить делать поделку из мятой бумаги, продолжать знакомить дошкольников со свойствами бумаги.
Развивающие задачи : развивать мелкую моторику, внимание.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, интерес к конструированию
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечные фигурки персонажей сказки «Колобок», корзинка, коллаж, изображающий лесной пейзаж.
Раздаточный материал: белая бумага, клей, кисти, клеенки, тряпочки.
Ход занятия:
Перед детьми появляется воспитатель в костюме сказочницы и рассказывает малышам о бабушке и дедушке, которые ждали гостей и собрались испечь колобки. Однако у них не нашлось муки. Бабушка везде поискала, в том числе в сундучке. Сказочница демонстрирует ребятам красивый сундучок, в котором вместо муки лежит бумага, и предлагает им приготовить колобков из бумаги.
Чтобы готовить, нужны чистые ручки. Для этого проводится динамическая пауза:

  • «Засучим рукава, открыли кран с водой, взяли мыло, намылили руки мылом, положили руки под водичкой, ручка ручку моет, помоем каждый пальчик, стряхнем и вытрем полотенцем. Теперь можно приступить к работе».

Воспитатель показывает малышам, как надо «месить тесто»: бумагу она сминает в комочек, а затем разворачивает. Делать это нужно аккуратно, чтобы «тесто» не порвалось. Дети повторяют эти действия.
Сказочница хвалит всех ребят и спрашивает, что нужно колобку, чтобы увидеть лесных зверюшек и чтобы спеть им песенку (глазки и ротик). Детям раздаются нарисованные личики колобков с глазками и ротиком. Малышам предлагается перевернуть заготовки, густо намазать их клеем (как будто бабушка мажет колобок сметаной) и прижать к самому колобку.
Педагог сообщает дошкольникам, что колобки румяные, горячие - нужно на них подуть. Затем сказочница приглашает ребят на опушку леса, где сидят лесные звери - персонажи сказки. Дети дарят им своих колобков.
Сказочница еще раз хвалит малышей и предлагает снова заглянуть в сундучок - дети там находят угощение.

Деушева Е. «Лисята»
(средняя группа)

Занятие начинается с сюрпризного момента - из леса приходит посылка. Чтобы узнать, что там - нужно отгадать загадку:

  • Хитрая плутовка, рыжая головка,
  • Хвост пушистый - ах, краса!
  • А зовут ее… (Лиса)

В коробочке оказывается игрушечная лиса. Дети рассматривают ее части тела, форму ушей, хвоста, выясняют, где она живет. Воспитатель замечает, что лисичка грустит - ей скучно в лесу, хочется иметь друзей (мотивация для продуктивной деятельности).
Проводится физкульминутка:

  • Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трём, трём,
  • Мы капусту солим, солим, мы морковку жмём, жмём.

Воспитатель напоминает детям о технике безопасности при работе с ножницами.

Объясняется последовательность конструирования лисенка из бумаги (дошкольники поэтапно повторяют действия воспитателя). Вначале вырезаются два прямоугольника - голова и туловище (причем туловище по размеру больше), затем треугольные ушки. Голова приклеивается к телу, изображение дополняется ушками, глазками, носиком и усиками.

Рассматривание готовых поделок. Дети по желанию рассказывают о своем лисенке, описывают его характер: веселый или грустный, ласковый или хитрый и пр.

Бородачева О.В. «Веселый снеговик»
(старшая группа)

Раздается стук в дверь - появляется игрушечный снеговик. Он загадывает загадку, а дети выполняют движения по тексту:

  • Друг на друге три шара (показывают шары руками)
  • Их скатала детвора (Дети гладят себя по голове)
  • На последок очень ловко, прилепили нос морковку (поочередно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
  • Не, почем ему мороз (грозят пальцем),
  • Аж, вспотел морковный нос,
  • И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
  • Кто же это? (Снеговик)

Снеговик сообщает, что он пришел за помощью - Дедушка Мороз поручил ему приготовить подарки. Но одному Снеговику не справиться - ему нужны помощники (мотивация).
Проводится дидактическая игра под музыку «Найди варежке пару», потом дидактическая игра «Снежинки» (выстроить ряд из снежинок: от самой маленькой к самой большой, а затем наоборот).
После этого Снеговик просит дошкольников изготовить для него друзей - таких же снеговиков, чтобы они помогли Деду Морозу приготовить подарки.

Объясняется последовательность выполнения поделки: по шаблону вырезается голова, шляпка, метла и прямоугольник - туловище. Из прямоугольника оформляется цилиндр, в его надрезы вставляется голова, к ней приклеивается шляпа. Цилиндр украшается аппликативными пуговицами, а не лице фломастером рисуется рот, нос и глаза.

Снеговик благодарит детей и перед уходом проводит с ними физкульминутку:

  • Раз - рука, два - рука (дети вытягивают одну руку, затем - другую)
  • Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
  • Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
  • Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
  • А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
  • Вот такой (показывают величину кома меньше)
  • А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
  • Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
  • Вот и вышел снеговик.
  • (ставят руки в бока, повороты влево - вправо)
  • Очень милый толстячок! (Имитация ходьбы с боку на бок).

Снеговик уходит, а воспитатель по секрету сообщает ребятам, что их снеговички волшебные: на Новый год они останутся в садике, а после праздников их можно будет забрать домой.

Дирдовская Л.И.
(подготовительная группа)

Педагог читает стихотворение И. Столовой:

  • Я себе построю дом,
  • Много места будет в нём!
  • Будет в доме стол и печка.
  • Я пущу в свой дом овечку…

Воспитатель сообщает детям, что они будут делать домик из бумаги в технике оригами. На доске демонстрируется схема работы.
Из прямоугольного листа бумаги нужно сделать квадрат, отрезав лишнюю часть. Затем он складывается по горизонтали цветной стороной наружу. Из прямоугольника нужно сделать маленький квадрат, загнув стороны к центральной линии сгиба. Квадрат снова разворачивается до прямоугольника. Осталось раскрыть боковую часть, чтобы вверху бумага загнулась в виде треугольника. Такие же действия проводим с другой стороны.
Бумажный домик готов. Если чуть-чуть развернуть боковые стенки, то можно поставить его на плоскость.
Проводится физкульминутка «У Оленя дом большой»:

  • У оленя дом большой, (Руки над головой - изображаем крышу дома.)
  • Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.)
  • Зайка по полю бежит, (Бег на месте.)
  • В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе.)
  • «Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.)
  • Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.)
  • «Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой.)
  • Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Самостоятельная деятельность дошкольников (предварительно воспитатель повторяет с ними этапы работы).
По окончании работы педагог говорит, что в домиках чего-то не хватает и загадывает загадки:

  • 1) В темноте, поближе к ночи,
  • У домов зажгутся очи.
  • Только их закроют скоро
  • Плотные ресницы-шторы. (Окна)
  • 2) Одной рукой всех встречает,
  • Другой - провожает.
  • Кто приходит, кто уходит -
  • Все её за руку водят. (дверь)
  • 3) Стоит свеча
  • Из кирпича.
  • Всех выше.
  • Рот разинула,
  • И дымом дышит. (труба)

Из оставшейся цветной бумаги ребятам предлагается вырезать недостающие элементы дома.

Фотогалерея готовых поделок воспитанников детского сада с комментариями по выполнению работы, поэтапное конструирование

Фотогалерея «Работы воспитанников второй младшей группы»

Для изготовления поделок из бумаги во второй младшей группе воспитатель предлагает малышам готовые детали. Их нужно просто приклеить на основу (так, например, сделана композиция «Солнышко» и «коллективная работа «Улица города») или склеить друг с другом («Сердечко»). Конструирование на тему «Птицы» заключается в последовательном наклеивании друг на друга элементов. Поделка «Красивая птичка» интересна тем, что крылышки наклеены на туловище не до конца, и кажется, что птичка вот-вот взлетит.

Коллективная работа (оригами) Конструирование из готовых деталей Конструирование из готовых деталей Конструирование из полосок Конструирование из полосок Коллективная работа

Фотогалерея «Работы воспитанников средней группы»

В средней группе педагог также предлагает, в основном, готовые детали. Однако дошкольники уже должны расположить их особенным образом, например, в виде конуса («Жираф») или сделать ножницами надрезы («Журавлик», «Цветочная клумба»).

В этом возрасте в работу можно начинать включать дополнительные материалы, например, при выполнении поделки «Елка» ребята нанизывают бумажные квадратики на деревянный стержень.

Детям предлагается и более сложная работа - сложить лист бумаги в виде гармошки («Ежик»). Более замысловатым становятся полеки из полосок (в работе «Гусеница» присуттсвует двойное плетение).

В средней группе в конструирование добавляются элементы аппликации (поделки «Жираф», «Чайная пара»).

Конструирование из полосок Оригами Конструирование из готовых деталей с использованием дополнительного материала Конструирование из готовых деталей с элементами аппликации Конструирование из готовых деталей, дети делают надрезы Конструирование из полосок Конструирование из готовых деталей Конструирование из готовых деталей Конструирование из готовых деталей Конструирование из готовых деталей Конструирование с элементами аппликации

Фото: «Работы дошкольников старшей группы»

В старшей группе конструирование открывает дошкольникам большие возможности для творчества. Дети выполняют поделки на самые разные темы, например, мастерят на занятии не просто птичку, а павлина с роскошным хвостом и объемными глазками («Павлин»). Интересны вариации на тему «Рыбка», часто это сказочные образы: «Золотая рыбка» с плавниками и хвостиком из разноцветных полосок, морская обитательница, выполненная в технике оригами с аппликацией, сделанной фигурными ножницами («Рыбка»).

Вообще, оригами используется на занятих конструированием в этом возрасте очень часто. Это замысловатой формы «Звезда», которая может украсить платье Золушки или интерьер комнаты в Новому Году. В этой технике получаются очень красивые платья («Платье для куклы», «Нарядное платье»). Очень красивы и оригинальны матрешки - здесь оригами сочетается с рисованием. Ребята складывают из бумаги забавные мордочки животных и потом дорисовывают на них глазки, носики и усы («Кошка с котятами», «Собачка»). Очень красивы цветочные комопзиции на плоскости («Тюльпан»).

Усложняется конструирование из полосок: дошкольники закругляют или заостряют их концы, дополняют изделие аппликативными элементами («Заяц», «Самолет»).

Представляют интерес объемные поделки («Снеговик», «Корзинка с цветами», коллективная композиция «Дома на нашей улице»). Часто объемное конструирование сочетается с плоскостным («Трон для короля»).

На занятии привлекаются бросовые материалы, которые делают поделку оригинальной (например, «Осьминог», сделанный из втулки от туалетной бумаги).

Оригами Объемное конструирование Коллективная композиция Конструирование из полосок Оригами Конструирование из полосок Объемное конструирование Оригами (коллективная работа) Конструирование с использованием бросового материала Объемное конструирование Оригами Оригами Оригами с элементами аппликации фигурными ножницами Конструирование из полосок Объемное конструирование Оригами Плоскостное конструирование Оригами

Фотогалерея «Работы воспитанников подготовительной группы»

В подготовительной группе среди поделок из бумаги можно встретить настоящие шедевры. Это объемные овощи, сделанные из плотных бумажных полосок ярких тонов («Овощи»). Аппетитно выглядит «Груша», состоящая из множества бумажных долек.

Дети в этом возрасте умеют конструировать самых разных животных, дорисовывая или наклеивая отдельные детали.

Очень интересны поделки на тему «Дом»: это миниатюрны «Домик», выполненный в технике оригами, «Теремок» из бросового материала - пустого бумажного пакета от муки, дополненный крышей и окнами из цветной бумаги. Очаровательна коллективная композиция «Древний город-крепость», создавая ее, ребята упражнялись в самых разных приемах: склеивание заготовки в форме цилиндра и конуса, скругление углов у прямоугольника, разрезание бумажной полоски на части, формирование зубчатого края на картонной детали.

Отметим, что во многих поделках основой выступает бумажный цилиндр или конус («Ракета», «Пингвин», «Семья», «Чашка»). Поделка «Семья» - сюжетная композиция с использованием элементов аппликации и рисования. Отметим, что лица и прически папы и мамы прорисованы очень хорошо.

Усложняются поделки в технике оригами - это «Кресло для куклы», а также «Собачка», составленная из двух элементов (лапы ее обозначаются с помощью ножниц).

Необычна композиция «Осенние мотивы», где основой выступает оберточная бумага, на ее фоне ярко смотрятся листья из цветной бумаги.

Произведением искусства можно назвать «Жар-птицу», которую воспитанники подготовительной группы коллективно мастерили в технике квиллинг. Конечно, такая работа проводится под контролем педагога, однако дети сами выбирают цвета полосок, накручивают их на карандаш, формируют петельки.

Оригами с элементами аппликации Объемное конструирование Объемное конструирование Оригами Конструирование из бумажного пакета
Коллективная работа в технике квиллинг Оригами Коллективная композиция Конструирование из полосок Конструирование с использованием оберточной бумаги Объемное конструирование Объемное конструирование с элементами аппликации Объемное конструирование с элементами аппликации и рисования Коллективная композиция Оригами с использованием ножниц Объемное конструирование

Фотогалерея «Поэтапное конструирование из бумаги»

Хорошим подспорьем для маленького человека являются схемы поэтапного конструирования, особенно если речь идет о технике оригами. Они особенно акутальны для старшего дошкольного возраста: опираясь на такие наглядные пособия, ребята вполне могут выполнить поделку самостоятельно, в свободное время.

Техника оригами Техника оригами Техника оригами

Программа кружка по оригами в средней группе. Темы для занятий - картотека

Создание поделок в технике оригами - настолько интересная и обширная тема, что она вполне может быть оформлена в виде рабочего кружка поделок. Фантазёры 4–5 лет с удовольствием будут мастерить игрушки и подарки своим близким.

Кружок по оригами обязательно предполагает оформление соответствующей документации, в первую очередь, программы. Она начинается с пояснительной записки, где обуславливается актуальность выбранной темы, ее значимость для педагогического процесса в ДОУ. Обозначаются межпредметные связи занятий по оригами с различными образовательными областями.

Также указывается срок реализации программы, ее цель и конкретные задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), формы, методы, приемы работы с воспитанниками средней группы.

Педагог кратко раскрывает этапы в освоении детьми искусства оригами (подготовительный, основной и заключительный), а также приводит диагностические параметры оценки того, насколько успешно дошкольники овладели конструктивными умениями.

К программе также прилагается список детей, которые будут посещать указанный кружок.

Основная же часть документа - перспективное планирование кружка по оригами для средней группы. В качестве примера разработку воспитателя Погореловой Г.А.:

Месяц Тема Цель

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить сгибать лист бумаги пополам, изготавливать базовую форму «книжка», загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали.
Грибы Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить детей изготовлению базовой формы - заготовки «конфетка»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание.
Пирамидка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; продолжать учить детей изготовлению базовой формы - заготовки «конфетка»; учить находить центр квадратной заготовки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание.
Репка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «конфетка»; учить находить центр квадратной заготовки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; закреплять знание названий овощей.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Яблоко Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «квадрат»; продолжать учить находить центр квадратной заготовки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; закреплять знание названий фруктов.
Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «квадрат»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; закреплять знание названий фруктов.
Листья Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «квадрат»; учить находить центр квадратной заготовки; развивать память, внимание; пополнять знания об осени как о времени года.
Дом Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать память, внимание.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Закладка из «конфеток» Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «конфетка»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание.
Коробочка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить детей изготавливать базовую форму - заготовку «дверь»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание.
Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить детей изготавливать базовую форму «треугольник», загибать уголки; учить делать надрез по линии сгиба; развивать память, внимание; закреплять знание детьми названий птиц.
Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «квадрат»; продолжать учить находить центр квадратной заготовки, аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; закреплять знание детьми названий профессий; развивать художественный вкус.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Гоночная машина Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение изготавливать базовую форму - заготовку «книжка»; закреплять представление о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать память, внимание; закреплять знания детей о видах наземного транспорта.
Парусник Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», аккуратно загибать уголки; развивать память, внимание; закреплять знания детей о видах водного транспорта.
Истребитель Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять представление о геометрической фигуре «прямоугольник»; закреплять умение детей изготавливать базовую форму «книжка», аккуратно загибать уголки; развивать память, внимание; закреплять знания детей о видах воздушного транспорта.
Дед Мороз Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; пополнять представление детей о новогоднем празднике; развивать художественный вкус.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Снежинка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «конфетка»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять представления детей о снеге как о зимнем сезоном явлении.
Еловая ветка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание.
Сапожок Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить детей изготавливать базовую форму - заготовку «мороженое», аккуратно загибать уголки; развивать память, внимание; развивать художественный вкус.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Книжка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «книжка», продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; развивать художественный вкус; формировать бережное отношение к книгам.
Зайчик Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», «мороженое», аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять представление детей о диких животных.
Котик Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; учить детей изготавливать базовую форму - заготовку «блинчик», аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять представление детей о домашних животных, их повадках.
Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая уголки, аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; пополнять представления детей о дне защитника Отечества.

М
А
Р
Т

Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», аккуратно загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; развивать художественный вкус; формировать желание работать коллективно; уточнять представление детей о празднике 8 марта.
Подснежник Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «мороженое», закреплять умение детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая уголки, загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; закреплять знания детей о весенних сезонных признаках.
Нарцисс Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «конфетка», продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; пополнять знания детей о весенних цветах.
Ворона Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «мороженое», загибать уголки; закреплять умение делать надрез по линии сгиба; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; пополнять знания детей о птицах.

А
П
Р
Е
Л
Ь

Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовые формы - заготовки «книжка», «конфетка»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; развивать художественный вкус; пополнять представление детей о насекомых.
Лягушка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «треугольник», загибать уголки; развивать память, внимание; пополнять знания детей о представителях вида земноводных.
Водяная лилия Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «блинчик», загибать уголки; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; развивать художественный вкус.
Флажок Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовые формы - заготовки «книжка», «треугольник»; продолжать формировать умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять представления детей о нашей стране.
Дом Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «книжка»; закреплять умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять знания детей о Москве как о столице нашей страны.
Звездочка Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «книжка», загибать уголки; продолжать закреплять умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять знания детей о празднике победы.
Мухомор Развивать мелкую моторику рук; учить детей следовать устной инструкции педагога; закреплять умение детей изготавливать базовую форму - заготовку «дверь», продолжать закреплять умение аккуратно склеивать детали; развивать память, внимание; уточнять представления детей о съедобных и несъедобных грибах.

Анализ занятия по конструированию в ДОУ и его влияние

В раннем возрасте анализ поделок, сконструированных из бумаги, не проводится: в конце занятия воспитатель хвалит всех без исключения воспитанников, чтобы поддержать в них интерес к продуктивной деятельности и уверенность в своих возможностях.

Однако уже в средней группе педагог должен обсуждать с детьми результаты их работы. Отметим, что этот процесс не должен сводиться к однозначным оценкам вроде «нравится» - «не нравится»: воспитатель, например, просит поднять руки тех ребят, которые считают, что хорошо поработали на занятии. Затем поднимают руки те, у кого не получилось полностью воплотить задуманное. После этого педагог выделяет самые аккуратные и выразительные поделки, одновременно подсказывая, как можно было сделать лучше остальные. Ошибки, допущенные в процессе работы, не должны оставаться без внимания: нужно найти их причину, и хорошо, если до этого додумаются сами дети.

В старшем дошкольном звене в конце занятия дети вспоминают приемы, которыми они пользовались при создании поделки (например, складывание бумаги, надрезание, склеивание деталей между собой), отмечают, насколько удачно они их применили, что было самым сложным в процессе работы.

При оценке коллективной композиции педагог учитывает не только качество поделки, но и то, насколько ребята соблюдали правила совместной работы, проявляли ли в ходе нее уважение к товарищам. Отмечаются дошкольники, которые проявляли наибольшую инициативу.

Конструирование из бумаги - увлекательное занятие для дошкольников самого разного возраста. Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше. Если в младшем дошкольном возрасте бумажные поделки дошкольников еще довольно просты, то старшие дошкольники зачастую создают настоящие шедевры.

Людмила Колчеданцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию во 2 младшей группе «Лесенка»

Цель : Развитие конструкторских способностей .

Задачи :

Образовательные :

1. Обучать детей простым приёмам конструирования : накладывать детали одну на другую, прикладывать друг к другу.

2. Продолжать знакомить детей с понятиями длинный – короткий, широкий – узкий и использовать данные слова в речи.

3. Формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик.

4. Закреплять знание цветов.

Развивающие :

1. Развивать интерес к конструированию , мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать умение слушать и понимать взрослого.

3. Развивать речевое общение : умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать действия речью).

Воспитательные :

1. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание оказать помощь.

Материалы :

1. Демонстрационный : теремок, игрушка –мышка, конструктор .

2. Раздаточный : кубики, кирпичики, игрушки для игры с постройками.

Предварительная работа :

1. Игры с конструктором .

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» , рассматривание иллюстраций к сказке, мультимедийных картинок с изображением домов с лесенками .

Интеграция образовательных областей :

Социально- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическая, познавательная, физическая.

Методы : словесные, наглядные, игровые, метод проблемного обучения.

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Дети свободно располагаются перед воспитателем.

Воспитатель : Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются.

Дети (вместе с воспитателем) :

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте,губки,

Здравствуйте,дети, привет!

Дети присаживаются на стульчики. На столе,покрытой зелёной тканью, стоит теремок.

Воспитатель : Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю мышка бежит,

Остановилась и стучит :

«Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?»

Никто мышке не ответил. Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Воспитатель : Что же делать, ребята?

Предполагаемые ответы детей

(если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки ).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок (лесенки ) .

Воспитатель :

Давайте,ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик. (мальчик приносит кирпич) .

Что принёс Саша? (кирпичик) . Какого он цвета? (дети называют цвет) . Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина,принеси мне ещё кирпичик. Полина, что ты мне принесла? (кирпичик) . Какого он цвета? К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? (на широкую) .

Ребята получилась у нас лесенка ? (нет) . А что же делать? (выслушиваю предложения детей) . Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка ? (да) .Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок ) .

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего,ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков) .

Сколько мы взяли кирпичиков? (три) .

На какую сторону надо положить кирпичики? (на широкую) .

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? (да) . Предлагаю одному из детей построить лесенку из кубиков . Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте , выясняем, что лесенка из кубиков выше , чем из кирпичиков.

Проводится физминутка.

1, 2, 3, 4, 5- вышли девочки гулять (девочки встают со стульчиков и выходят погулять, звучит музыка,

1, 2, 3, 4, 5,-в домик спрятались опять (убегают на стульчики) .

Тоже самое выполняется с мальчиками (по 2 раза) .

Воспитатель : А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и у построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей. (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи) .

Обигрывание построек с игрушками.

Ирина Румянцева
Перспективное планирование по конструированию «Строительные игры» во второй младшей группе

Перспективное планирование

организации совместной образовательной деятельности взрослого с детьми

по конструированию (строительные игры)

Вторая младшая группа

Месяц /Неделя Тема /Задачи

Сентябрь

1. Тема: «Дорожки для матрешек»

Задачи: формировать умение детей строить дорожки из кирпичиков; поощрять желание обыгрывать постройки; воспитывать желание общаться во время игрового действия.

2. Тема: «Мебель для детского сада»

Задачи: развивать умение создавать модели различных предметов мебели; формировать интерес к действиям со строительным материалом; воспитывать интерес к совместным действиям с взрослым.

3. Тема: «Дорожка в саду»

Задачи: способствовать формированию у детей элементарных конструкторских навыков; поощрять желание обыгрывать постройку.

4. Тема: «Горка с лесенками»

Задачи: совершенствовать элементарные конструкторские навыки; расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.

Октябрь

1. Тема: «Дорожки для грузовика»

Задачи: развивать умения строить дорожки из кирпичиков; вызвать интерес к обыгрыванию постройки; воспитывать бережное отношение к постройкам сверстников.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: формировать у детей умения строить по образцу и анализировать постройку, использовать в постройке детали разных цветов; развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Стол и стул»

Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, формировать умение использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); воспитывать интерес к совместному обыгрыванию построек.

4. Тема: «Автомобиль»

Задачи: формировать умение выполнять постройку по образцу; совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

5. Тема: «Ворота для разных машин»

Задачи: формировать умение возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу; развивать навык самостоятельной организации игры с постройками; воспитывать желание делиться деталями и игрушками с партнерами по игре.

Ноябрь

1. Тема: «Зоопарк» (строительство клеток для животных)

Задачи: развивать умение строить из кирпичиков клетки для животных по образцу. Развивать партнерские отношения, речевое взаимодействие во время игрового процесса. Воспитывать интерес к животному миру.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: развивать умения строить по образцу, используя детали разных цветов, анализировать постройку. Развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Башня. Знакомство с ‘‘принципом пирамидки’’»

Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Закреплять понятия «высокий», «низкий».

4. Тема: «Стол и стул для Мишутки»

Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, умение использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Декабрь

1. Тема: «Комната для кукол»»

Задачи: упражнять детей в постройке моделей предметов мебели по представлению. Развивать умение использовать в работе такое свойство строительных деталей, как взаимозаменяемость.

2. Тема: «Ворота широкие и узкие»

Задачи: совершенствовать умение сооружать различные постройки по заданным условиям. Уточнить значение понятий «широкий – узкий».

3. Тема: «Гирлянда – цепочка из колечек»

Задачи: развивать умение склеивать колечки из разноцветных полосок бумаги. Формировать желание создавать новогодние атрибуты своими руками. Воспитывать аккуратность, внимание; развивать мелкую моторику рук.

4. Тема: «Мебель для Снегурочки»

Задачи: продолжать знакомить детей с персонажем – Снегурочкой. Расширять представления детей о знакомых предметах в окружающем мире. Формировать умение играть со своими постройками.

Январь

1. Тема: «Конура для собачки»

Задачи: совершенствовать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Продолжать формировать представления о понятиях «высокий – низкий».

2. Тема: «Мебель для куколки»

Задачи: совершенствовать умения выполнять постройку в определенной последовательности, изменять постройки способом надстраивания. Воспитывать интерес к играм с куклами.

3. Тема: «Мебель для Деда Мороза»

Задачи: расширять представления детей о новогоднем персонаже. Продолжать формировать умения детей выполнять постройки в нужной последовательности, самостоятельно придумывать сюжет для обыгрывания своей постройки.

4. Тема: «Домик для лисички»

Задачи: формировать умение строить домик для лисички и обыгрывать свою постройку. Воспитывать самостоятельность, желание заботиться о персонаже сказки.

Февраль

1. Тема: «Веселые змейки» (бумага)

Задачи: формировать умение детей видеть возможности эстетического преобразования предметов. Развивать активность, самостоятельность.

2. Тема: «Домик для зайчика»

Задачи: развивать умение детей строить домик по своему замыслу, обыгрывать свою постройку. Формировать игровое взаимодействие во время обыгрывания.

3. Тема: «Самолетик» (бумага)

Задачи: формировать умение выполнять поделку из бумаги. Развивать интерес]детей к «оживлению» аппликативного образа.

4. Тема: «Магазин мебели»

Задачи: развивать умения выполнять постройки, разные по величине, высоте, ширине. Воспитывать доброжелательное взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

Март

1. Тема: «Строим дом»

Задачи: развивать представления детей о форме, величине и цвете предметов. Формировать интерес к конструированию домов.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: развивать умение строить по образцу, анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов. Развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Домик для матрешки»

Задачи: формировать умение создавать постройки с внутренним свободным пространством. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.

4. Тема: «Ворота для грузовичка»

Задачи: совершенствовать умения возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

Апрель

1. Тема: «Зоопарк»

Задачи: продолжать формировать умение строить по образцу клетки для животных из кирпичиков, поставленных на узкую длинную и узкую короткую стороны вплотную или на определенном расстоянии друг от друга. Развивать познавательный интерес, память, воображение.

2. Тема: «Башня»

Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Формировать представление о понятиях «высокий - низкий». Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

3. Тема: «Красивый домик для зайчика»

Задачи: формировать у детей представление о собственной значимости - могу помочь зайчику. Развивать умение детей конструировать по рисункам, фотографиям.

4. Тема: «Конура для собачки»

Задачи: развивать умение самостоятельно конструировать знакомый объект, при желании использовать рисунки, фотографии. Закреплять понятия «высокий - низкий».

1. Тема: «Дома на нашей улице»

Задачи: совершенствовать умения детей сооружать разные по высоте модели домов. Формировать умение использовать свои постройки в сюжетных играх.

2. Тема: «Домик для гномика»

Задачи: развивать умения строить домик для персонажа и обыгрывать его. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.

3. Тема: «Городок»

Задачи: способствовать проявлению детской инициативы; поощрять желание использовать в игре полученные конструктивные навыки.

4. Тема: «Мосты»

Задачи: совершенствовать умения детей выполнять постройки по схеме. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

Литература:

1. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2010

2. Грисик Т. И. и др., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет», М. : Просвещение, 2012

Благодарю за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Кораблик»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Вострякова Е.Н. г. Удомля

Цель:

Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой)

Задачи:

  1. Воспитывать желание сооружать постройки.
  2. Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
  3. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
  4. Совершенствовать конструктивное умение.

Материалы:

Иллюстрация ворот детского сада, машинки разных размеров, схемы ворот

Раздаточный: три мелких кирпичика, один длинный кирпичик, два высоких бруска. Демонстрационный – такой же.

1 Этап: мотивационный.

  • Цель воспитателя на данном этапе НОД: мотивировать детей на игровую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость, познавательную активность.

Цель, которую должны поставить перед собой дети: построить для машин ворота.

Звучит анимация песни «Би-би-би» , в гости к детям приезжают машинки. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями и садятся на стульчики рядом с воспитателем.

Ребята посмотрите, к нам сегодня в группу приехало много машин. Они не пустые, а нагружены строительными деталями.

  • Побуждать детей к самостоятельному рассуждению, поощрять детей положительными комментариями «Умница» - для девочек, «Молодец» - для мальчиков.

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей) :

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их умение узнавать и называть строительные детали.

Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить и назвать строительные детали.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, какие строительные детали лежат в наших машинках.

Что это? (кирпичик)

Что из кирпичиков можно построить? (домик, дорожку)

А вы когда утром шли в детский сад видели ворота. Они у нас красивые, широкие. (показ ворот)

А как вы думаете, для чего нужны ворота? (заходить, выходить)

А вы хотите научиться строить ворота? (да)

3 этап – основной.

Педагогическая цель: Развивать у детей умение строить простое перекрытие: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладины. Развивать у детей умение анализировать образец постройки.

Цель, которую ставят дети: Построить ворота.

Воспитатель дает простейшие пояснения. Все детали разные, они отличаются друг от друга или по форме, или по цвету или по размеру.

  • Знакомство и обследование (обследование и выделение сенсорных признаков строительных деталей)

Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)

Опоры я буду строить из кирпичиков, ставлю их вот так друг напротив друга. Перекладину я буду строить тоже из мелкого кирпичика. Кладу его на опоры широкой стороной.

  • Демонстрация поэтапного строительства ворот.

Получились у нас ворота?

Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки?

Ребята. Через эти ворота могут проехать маленькие машинки.

Посмотрите. Как я нарисовала эти ворота. (показ на схеме)

А теперь вы сами построите ворота.

Давайте с вами представим. Что мы сели в машины и поедим на стройку строить ворота. Но прежде чем наши машинки поедут нам надо накачать шины (Имитация) и завести моторы (Имитация) .

  • На данном этапе НОД снятие мышечного напряжения.

Примечание: дети работают за столами.

Молодцы, какие красивые ворота у вас получились. Теперь возьмите машинку и провезите ее в ваши ворота. Получилось? (Ответы детей) .

4 этап: закрепление полученного опыта на новом материале.

Педагогическая цель: Закрепить полученный детьми опыт на новом материале.

Цель, которую должны поставить дети: Построить большие ворота.

Ребята я вам принесла еще и большие машинки. Скажите, может ли эта машина проехать в ваши ворота? (Дети пробуют) .

  • Создание проблемной ситуации, Побуждать детей к самостоятельному рассуждению.

Воспитатель открывает ширму, показ больших ворот.

Посмотрите как я построила. У этих ворот есть опора, перекладина и строить их будем из других строительных деталей. Опоры из брусков, перекладина – из длинного кирпичика.

Я вам предлагаю построить такие же ворота для больших машин. Подходите, берите большие машинки и стройте для них большие ворота.

  • На данном этапе НОД самостоятельная деятельность детей.

Проехали ваши машины в ворота? У вас получились такие же ворота, как у меня?

  • На данном этапе НОД сравнение своей постройки с образцом.

5 этап – итоговый:

Педагогическая цель: Нацелить на обобщение полученного опыта и применение его в игре.

Цель, которую ставят дети: сейчас поиграть с машинами, а завтра построить ворота для других машин.

Ребята скажите, что вы сегодня строили? (Ответы детей) . Понравилось ли вам строить? (Да) .

Молодцы, какие красивые и прочные ворота у вас получились. Мы ещё с вами будем играть и завтра, обязательно построим ещё ворота для других машин. А сейчас давайте пригласим машинки погостить у нас в группе и вы с ними и поиграете. (Дети соглашаются) .

Включается анимация, дети обыгрывают постройки.

Поделиться: