Человек, который помнил всё. «Маленькая книжка о большой памяти» Александра Лурия рассказывает о том, на что способен человек Репортер с потрясающей памятью

Лурия в своей книжке «Маленькая книжка о большой памяти» описал свои 30-летие наблюдения за феноменальной памятью Шерешевского. Лурия обнаружил, что у Шерешевского нет границ памяти ни по объему, ни по прочности. Единственным ограничителем по памяти было время (для запоминания каждого элемента требуется несколько секунд). Главная особенность феномена – это предельная образность памяти. Шерешевский прибегал к технологиям, разработанным в рамках искусства памяти. Он заучивал «Божественную комедию» на итальянском языке, не владея им. Каждому слову он придумывал отдельный образ и заучивал слово, опираясь на него (ассоциации). Однако такое развитие памяти негативно отражалось на остальных психических функциях:он неадекватно оценивал мир и себя, ему тяжело давалось абстрактное мышление и он никогда не мог забыть то, что 1 раз запомнил.

Преобразование памяти с помощью культурных средств в антропогенезе и культурогене. Память примитива. Виды искусственных знаков. Знаки-напоминания, пиктографическое письмо, абстрактные знаки.

У примитивного человека память равняется запечатлению. Она невероятно точна, детальна и ярка, но не выделяет основного, самого важного, а запечатляет все подряд, что очень не экономно и энергозатратно. Память функционирует стихийно, нет произвольного запоминания/воспроизведения. В примитивной памяти страдают логические механизмы.

Детальность памяти прим. человека: дети, никогда не выходившие за пределы деревни, прекрасно ориентируются на незнакомой местности. Леви-Брюль расценивал память примитива как нормально функционирующую, но подчиняющуюся другим правилам. Обучение примитива затруднительно – нет абстрактного мышления, считают с трудом (1, 2 и много). Восприятие глубины так же затруднено. Леруа писал: память примитива сводится к внешним знакам и очень связана с восприятием. Маленькие дети обладают именно таким видом памяти.

В роли знаков напоминаний может выступать почти все, что угодно (ассоциация): узелки на память, зарубки, как у австралийских аборигенов, бумажки, записки, крестики на руках и так далее.

Одним из широко известных примеров усовершенствования этих внешних знаков является узелковое письмо перуанцев (квипу). Если один узелок – это простейший знак, то узловое письмо – это пример детализации, специализации и усовершенствовании узла. Знаки этого письма не жестко дифференцированы и не обладают конкретным значением. Такие письма обязательно требуют разъяснений со стороны написавшего.

Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

Испытуемому предлагается 2 ряда стимулов. Запоминание одного ряда – прямая задача – это стимулы-объекты. 2-ой ряд стимулы-средства. (инструмент для запоминания). Дошкольникам давали ряд слов (первый ряд) и карточки с изображениями. Сначала карточка помогает запоминанию только если содержание картинки близко к запоминаемом слову (чай – чашка). Затем доступным становится процесс связывания по сходству (птица – самолет) или признаку (арбуз – нож). Школьник по другому связывает (театр – выбирает картинку с крабом на берегу, потому что краб разглядывает камешки на дне как театре…).

Опыт Леонтьева. Детям разного возраста и взрослым предлагалось 15 слов и картинки. См график н стр. 353. Параллелограмм. Повышение продуктивности запоминания с возрастом носит нелинейный характер. Школьник бз карточек запоминает как дошкольик, а с карточками как взрослый. Однако взрослому карточки уже не так уж нужны, запоминание идет внутренне опосредовано (ему не нужна карточка, он представляет образ внутри себя).


Похожая информация:

  1. Верны ли определения?А) Дисперсия для дискретной случайной величины имеет вид В) Дисперсия для непрерывной случайной величины имеет вид Подберите правильный ответ

Что такое синестезия ? Это совместное возникновение ощущений различных модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно, поскольку в последние годы обнаружено вещество - этимозол, обеспечивающее искусственное установление связей между участками мозга и зонами памяти, которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого следует, что в особых условиях такие связи могут быть установлены.

Феномен Шерешевского

Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия - феномене Шерешевского . Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным, синестетическим. Образы - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные - сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос », - говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.

Видео о Феномене Шерешевского, в котором Вы найдете много интереснейших фактов о памяти и ее работе:

Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил эксперимент на определение совместимости ряда псевдослов с изображениями фантастических существ. Надо было определить, кто есть кто. Обработка материалов показала, что существует корреляция между зрительным образом и акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается впечатление, что основа эта - в тесных, подсознательных связях образов с эмоциями. В них зрительный эффект увязывается в подсознании с положительными эмоциями, так же как температурный эффект.

В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и слабости интеллектуальной деятельности Шерешевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шерешевский мог произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как человека с усами), но это же создавало для него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их сложно сопоставлять со зрительным образом.

Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шерешевскому потребовалось целых две минуты чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о слабости обобщения в его памяти.

Запоминание у Шерешевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, чем законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его. Припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить, что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь сильной наглядно образной памятью.

Мы затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы долговременной памяти, к которой, как правило, нет произвольного доступа. У нас создается впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

Информация восстанавливается после продолжительного хранения (десятилетия) в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была воспринята. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти процессов преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос, как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без произвольного доступа служит базой нашей интуиции.

Его называли человеком, который помнил всё. Благодаря своему невероятному дару он прославился и сделал карьеру эстрадного мнемониста. То, как запоминал Шерешевский, очень похоже на современные приёмы мнемотехники.

Вот только ему не нужно было ничего тренировать, мозг сам формировал связи между образами - естественно и непринужденно. Единственная проблема, которая волновала Соломона Вениаминовича, как научиться забывать.

Соломон Шерешевский родился в конце XIX века в России. В детстве отличался хорошим слухом и хотел стать скрипачом, однако болезнь уха поставила крест на карьере музыканта. Тогда Соломон перепробовал несколько профессий и устроился работать репортером в газету. Там и заметили его талант. На одной из планерок редактор разозлился, что парень не записывает перечень из адресов и поручений. Когда Соломон заявил, что и так все прекрасно помнит, начальник не поверил и принялся проверять. Убедившись, отправил подчиненного к психологу.

С врачом Шерешевскому повезло. Или врачу повезло с пациентом. Так или иначе, их совместная работа принесла пользу обоим. Обследовал Соломона молодой психолог Александр Лурия - будущий профессор, академик и основатель советской школы нейропсихологии. По итогам своих 30-ти летних наблюдений за Шерешевским Лурия создал «Маленькую книжку о большой памяти», в которой подробно описал, как мыслил и запоминал мнемонист.

Урок №1: мыслить ассоциациями

Феноменальная способность Шерешевского к запоминаю основана на врожденной синестезии. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. Они могли рождать визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации . Шерешевский говорил:

1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое... 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за "5", беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь.

Доходило до того, что Соломон выбирал еду по звуку. Жаловался, что не может есть майонез, поскольку «з» портит вкус.

Урок № 2: метод мест

То, что мы сегодня называем методом Цицерона, методом римской комнаты или методом мест, Шерешевский интуитивно использовал еще до начала своей карьеры мнемониста. Суть его в том, чтобы образы, которые нужно запомнить, располагались в воображении в хорошо знакомом месте. Обычно Соломон развешивал свои ассоциации на какой-нибудь дороге. Это могла быть улица его родного города или одна из московских улиц, например, улица Горького. Правда, иногда, мысленно гуляя по ней, он неожиданно возвращался к дому своего детства в Тверской области.

Урок №3: ассоциации должны быть крупными

Шерешевский не всегда припоминал безошибочно. Пробелы в воспроизведении случались. И нередко. Когда Соломон понял, в чем причина, объяснял доктору:

Я поставил "карандаш" около ограды… и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него... То же было и со словом "яйцо". Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены! "Маленькая книжка о большой памяти"

Естественным выходом из ситуации стало увеличивать объекты-ассоциации и ставить их в воображении на хорошо освещенное место.

Урок №4: сокращение и символизация образов

Мозг Шерешевского выстраивал очень сложные ассоциации. Чтение стихов доставляло муку: слишком много образов громоздилось в сознании, они толпились и мешали друг другу. Такие сложные ассоциации нужно было как-то упростить. Эта проблема встала особенно остро, когда Соломон стал работать эстрадным мнемонистом, показывая «фокусы памяти». Теперь, если ему говорили «всадник», он рисовал в голове лишь ногу со шпорой, а не подробности крестового похода.

Урок №5: научиться забывать

Поначалу необходимость забывать Шеришевского нимало не волновала. Он мог запомнить все. Места в голове хватало и на воспоминания младенчества (он описывал, как воспринимал мать, находясь в колыбельке) и на задания главного редактора. Но когда Соломон стал развлекать публику своим талантом, возникла проблема. Он частенько выступал в одних и тех же залах, писал на одной и той же доске. Иногда по несколько раз на день. В его голове хранилось множество таблиц с цифрами, которые нужно было дополнить по памяти. И дополняя очередную во время выступления, он просто боялся их перепутать. Но Шерешевский нашел ключик к решению и этой проблемы.

"Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать". "Маленькая книжка о большой памяти"

Конечно, случай Шерешевского исключительный. Но если мы можем применить те же приемы мнемотехники , возможно, и нам достаточно осознать потенциал своего мозга. Научитесь его использовать с помощью нашего

Помните ли вы, что ели на обед или ужин три дня назад? Наверняка многие не смогут ответить уверенно… Между тем, на земле живут люди, способные вспомнить самые мельчайшие детали из своей жизни начиная с раннего детства, день за днем… Их немного - всего несколько десятков. Специалисты связывают это явление с так называемым синдромом гипертимезии.

Знакомьтесь: гипертиметики!

"Страдающие" этим синдромом способны воспроизводить все подробности, касающиеся их личной биографии. Сам термин "гипертимезия" появился в 2006 году. Ученые однозначно определили его как патологию, нарушение мышления… Также они выяснили, что люди с гипертиместическим синдромом возникают неконтролируемые бессознательные ассоциации между различными объектами, датами и проч., что и способствует "вспоминанию".

Ранее считалось, что на планете живет не более 20 человек, обладающих "суперпамятью". Специалисты Калифорнийского центра нейробиологии привлекли к исследованию более двух тысяч добровольцев, считавших, что у них прекрасная память. Их попросили ответить на 60 вопросов, ответы на которые могли дать только "гипертиметики".

Например, 62-летняя американская актриса и продюсер Мэрилу Хеннер помнит себя с полуторагодовалого возраста. Она вспоминает, что в этот день играла со своим братом. Далее она может подробно поведать обо всех днях своей жизни - что она делала каждый день, о чем говорила, с кем общалась, какие смотрела телепередачи… Хеннер помнит также всех людей, которых когда-либо встречала.

Еще один подобный "феномен" - американка Джилл Прайс, которую в 2006 году обследовали ученые Калифорнийского университета в Ирвайне. Правда, помнит она себя не с раннего детства, а с 14 лет. Достаточно назвать произвольную дату, как женщина тут же расскажет, чем она тогда занималась, какая в тот день была погода и какие события случились в мире… Джилл написала о самой себе книгу "Женщина, неспособная забыть".

"Женщина-календарь"

Одна дама, имя которой держится в секрете, способна вспомнить любую дату своей жизни, начиная с 1974 года, назвать точный день недели и в подробностях описать, какие события с ней тогда происходили. Друзья дали ей прозвище "Женщина-календарь".

В отличие от других известных людей с выдающейся памятью, женщина , которой в научных исследованиях присвоен шифр AJ, не использует для запоминания никаких специальных приемов.

Правда, она не слишком хорошо усваивает информацию, не значимую для нее самой, и во время учебы всегда испытывала трудности со систематизацией полученных знаний. Воспоминания в ее мозгу выглядят как поток сознания, непрерывная "кинохроника".

Феномен Шерешевского

Также существует синдром гипермнезии, когда человек способен досконально запоминать информацию, касающуюся не только его самого, но и вообще любую.

Так, в 20-х годах прошлого столетия в лабораторию российского психолога Александра Лурии явился человек по фамилии Шерешевский и попросил проверить его память. Оказалось, что Шерешевский без труда запоминает ряды или таблицы из 50, 100 и более чисел, легко удерживает в памяти длинные ряды слов, в том числе на чужих языках, и даже бессмысленных слогов. Кроме того, он на лету схватывал музыкальные мелодии. Но это еще не все. Память испытуемого фактически не имела границ! Он помнил то, что услышал много лет назад!

Исследования продолжались несколько десятилетий. Между тем Шерешевский оставил журналистику и стал выступать на сцене, демонстрируя свои феноменальные способности.

Со временем выяснилось, что Шерешевский учился в школе, где преподавалась мнемотехника… Он и не скрывал, что запоминает материал, выстраивая образные ассоциации. Однако забывать не нужную ему информацию этот человек был не в состоянии, что, по некоторым данным, и могло стать причиной его смерти в возрасте до 40 лет.

Впрочем, сведений о жизни Шерешевского вообще крайне мало - возможно, его пытались как-то "законспирировать". Лурия обозначал его первой буквой фамилии - Ш. Полное имя-отчество фактически нигде не упоминается. Исследователей, по-видимому, интересовали больше уникальные особенности Шерешевского, чем его личность, и в историю он вошел прежде всего как артист оригинального жанра и объект для изучения.

К 2014 году удалось выявить около 50 индивидов с такими способностями. На сегодняшний день эксперты не могут точно определить причину "аномальной памяти", однако уже предположили, что дело тут в увеличении размеров височных долей и хвостатого ядра в мозге. Впрочем, это пока только гипотеза.

Какие уникальные свойства памяти Соломона Шерешевского привлекли к нему внимание знаменитого нейропсихолога Александра Лурии? Что представляет собой феноменальная эпизодическая память? Способны ли люди с такой памятью что-либо забывать? Об этом рассказывает доктор медицинских наук Константин Анохин.

Шерешевский обладал не только огромным объемом памяти, он мог запоминать в экспериментах с Лурией, а дальше его исследовали и другие наши известные психологи - Леонтьев, Выготский, приходили на эксперименты знаменитые физиологи, такие как Орбели. Он мог запоминать очень большие объемы информации, причем самые разные и достаточно бессмысленные. Это могли быть, например, формулы, которые выдумывал для него Лурия и которые ничего не значили. Он прекрасно запоминал их, со многими знаками. Вещи, которые были ему знакомы, расположенные в каком-то виде цифры, слова, но и незнакомые. Например, Лурия цитировал ему первые строки «Божественной комедии», и Шерешевский повторял их, хотя не знал итальянского и латыни.
Когда мы говорим о памяти, то этот вид памяти - это эпизодическая память, она не наполнена какими-то смыслами, а несет листы воспоминаний о днях, прожитых в нашей жизни. У него была уникальная эпизодическая память. Следующая вещь, которую выяснил Александр Романович, - что Шерешевский обладал этими способностями с раннего детства. Мы знаем, что младенцы обладают памятью, но как взрослые мы это вспомнить не можем. Те, у кого есть дети, знают прекрасно, что они могут прекрасно помнить, какие игрушки получали в подарок на прошлый день рождения и так далее, затем эта память от нас всех уходит. А Шерешевский помнил себя с очень раннего детства, в котором дети еще не обладают концепциями, выраженными в языке. Поэтому он помнил себя в люльке и помнил, как выглядели мама и отец, приближавшиеся к нему, хотя эти ощущения еще не были выражены словами. Была это мама - это было что-то теплое, приятное, которое расплывается и загораживает свет во время приближения.
Еще одна удивительная вещь, которая сопровождала, видимо, жизнь Шерешевского, - это трагедия неспособности забывать. Очень многие, кто задумывается о памяти, воспринимают ее как божий дар, а это буквальное выражение Плиния Старшего, который в своей «Естественной истории» описывал дар памяти как дарованный нам Творцом и позволяющий нам быть теми, кто мы есть. Это так. Но это всегда баланс между тем, что мы помним, и тем, что мы должны забывать. Ницше, например, считал, что один из наших главных талантов - это талант забывать. Мы не обращаем на это внимания. Шерешевский страдал всю свою жизнь из-за того, что огромное количество информации, попадавшее в его разум и мозг, оставалось там навсегда, и ему приходилось предпринимать отчаянные попытки для того, чтобы забыть.
Поделиться: