Творческая мастерская педагога в детском саду. Организация педагогической мастерской по проблеме детской игры в доу

Основные требования к организации деятельности творческой мастерской в ДОУ

Организация продуктивной деятельности как партнерской с взрослым (с подбором содержаний, сообразно выделенным культурно-смысловым контекстом и типам работы) связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть прояснены следующим образом.

Занятия продуктивной деятельностью организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих); примерно такое количество занятий продуктивного характера (включая рисование, лепку, конструирование) обычно задается образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Антураж и дух «мастерской» как особого культурного пространства отличает ее от «класса» - пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работе в «мастерской» целесообразно посвящать утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая, кстати, может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25 – 30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40- 45 минут (собственно, до утренней прогулки). По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Поскольку воспитатель всегда имеет дело с группой дошкольников, необходимо учитывать их возможную соорганизацию. Как указывалось выше, следует предлагать детям работу, предполагающую достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности. Могут в итоге образовывать общий продукт – мы бы назвали его продуктом «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.). Иначе говоря, все члены группы могут работать в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Следует избегать совместной деятельности, где общий продукт достигается через разделенные между участниками отдельные операции (работа конвейерного типа), поскольку в таких условиях снижается стремление дошкольника к достижению (частичный результат не является достаточным стимулом к работе, а общий продукт психологически слишком далеко отстоит от ребенка).

Целесообразно планировать содержание продуктивной деятельности на месяц вперед, осуществляя подбор конкретных содержаний с опорой на культурно-смысловые контексты и типы работы; план может корректироваться в связи с каким-либо изменением ситуации.

Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурно-смысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты), прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.

Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам. Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования. Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух. Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).

В выборе типов работы для старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале учебного года (сентябрь – ноябрь), к постепенному увеличению удельного веса работы по схемам и словесным описаниям в середине года (декабрь – февраль) и к сбалансированному сочетанию всех типов работы к концу года (март – май).

Тенденция в выборе типов работы для подготовительной группы на протяжении учебного года такова: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале года, к сбалансированному сочетанию всех типов работы в середине года и к преимущественному использованию работы по схемам и словесным описаниям к концу года.

Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста), с тем, чтобы удачный опыт каждого из воспитателей мог стать достоянием всех.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе с взрослым.

Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.

Несмотря на то, что к старшему дошкольному возрасту продуктивная деятельность детей в известной мере освобождается от ориентированности на процесс и ребенок начинает сам для себя ставить продуктивные цели (сделать именно то, что задумано), она пока что в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами: «внутренние» продуктивные цели еще эпизодичны и неустойчивы.

Сюжетное содержание развертывается и сопровождает продуктивную деятельность старших дошкольников (игра-конструирование и игра-рисование) очень часто, особенно если ребенок работает в общем поле со сверстником – а это в детском саду типичная ситуация. Столь же часто возникают действия по принципу «Что получится, если…», уводящие далеко от первоначального замысла. Это бесконечные перестройки и перерисовывания, как в сюжетной игре, когда начальная точка сюжета не обнаруживает никакой линейной связи с конечной, проходя целую цепь ассоциативных смещений.

С одной стороны, этому свободному ассоциативному движению, соскальзыванию на процесс, вроде бы необходимо ставить преграды, чтобы ориентировать ребенка на достижение результата с некоторыми предустановленными стандартами качества, но с другой – именно эта свобода трансформаций цели способствует развитию воображения и творчества.

Присутствие продуктивной деятельности в двух составляющих образовательного процесса позволяет примирить оба направления движения и не сводить ее развивающие функции к одному полюсу. Надо сказать, что уже в организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми мы постарались учесть обе эти тенденции через различные типы работ: работы по готовым образцам и графическим схемам (стабилизирующим цели) и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям (в значительной мере допускающие трансформирование цели в процессе работы).

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизация целей (акцентированию для ребенка момента результативности).

Поэтому необходимо предоставлять дошкольникам не только сами материалы, но и образцы для возможной работы (последние часто выпадают из сферы внимания воспитателя).

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двое-трое детей, стеллаж).

Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.

Проведенная психологом Н.А. Коротковой опытно-экспериментальная работа показала, что к этим материалам и образцам в своей деятельности чаще всего обращаются три категории детей:

– не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

– выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников;

– энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

По наблюдениям Н.А. Коротковой, в свободную деятельность детей «по инерции» наиболее часто переходят работы творчески-экспериментаторского типа: разработка предложенных взрослым незавершенных продуктов (графических и живописных набросков, конструктивных модулей), а также работа по готовым образцам (конструирование игрушек из разнообразных образцов посредством новых, привлекательных по своим возможностям инструментов, предложенных взрослым в совместной работе, – циркуля, пластмассовых лекал, копировальной бумаги).

Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был достаточный запас соответствующих материалов – для всех желающих продолжить работу.

Необходимо также обеспечить материалы для излюбленных дошкольникам свободных занятий продуктивного характера, не связанных впрямую с содержанием совместной деятельности с взрослым, но дополняющих ее развивающий эффект.

Воспитатель, как правило, специально готовит материал к каждому занятию. Это, так сказать, материал для одноразового использования, он превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации), которыми дети затем распоряжаются по собственному усмотрению. В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.

В рамках продуктивной деятельности наибольшей популярностью у дошкольников пользуются рисование и конструирование. Любителей лепки и аппликации гораздо меньше. Тем не менее, надо позаботиться о том, чтобы пластические материалы для лепки, цветная бумага, старые иллюстрированные журналы как сырье для коллажей-аппликаций были доступны детям, которые все же захотят заняться ими.

Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребенок может мастерить различные вещи. Это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки небольшого размера, проволока, кусочки тканей и веревочек, старые футляры от фломастеров, шишки, желуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещенные в разных емкостях (корзинках, ящиках). К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с графическим образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы.

Для хранения графических и живописных материалов целесообразно выделить стеллаж, где располагаются гуашевые краски, палитры, кисти, баночки для воды, простые и цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель, разные лекала для работы над орнаментами, запас рисовальной бумаги разного размера.

Рисовальные принадлежности должны быть дополнены подборками графических образцов для орнаментов, альбомами репродукций (графики, живописи, декоративного искусства), которые дети могут свободно рассматривать и использовать как прототипы для своих работ. Нужны также незавершенные контурные и цветовые наброски для творческой разработки, специально подготовленные воспитателем именно для свободной детской деятельности, а также альбомы или отдельные листы для раскрашивания.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие: 1) воспроизведение графического образца по опорным точкам; 2) воспроизведение графического образца по клеткам; 3) воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре; 4) графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).

Место хранения бросовых, графических, живописных материалов и образцов к ним должно быть приближено к зоне рабочих столов, где дети располагаются для самостоятельной деятельности, индивидуально или в компании сверстников (во время, свободное от занятий).


Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Занятия для детей 3 - 14 лет / Периодичность 1, 2 раза в неделю / Продолжительность 60 мин.

Чем только не любят играть дети. Но излюбленное их занятие – лепка. В ходе творчества дети изучают объем и цвет предмета, развивают моторику рук. На занятиях дети учатся говорить, развивают художественный вкус, расширяют знания об окружающем мире. Искусство помогает малышу развиться, выразиться. Такому развитию поможет творческий детский сад.

Особое место занимают занятия лепкой. В ходе занятий мы изучаем народное творчество. Программа включает следующие уроки.

  • Дулевская и дымковская игрушка – народные промыслы.
  • Керамика, пластика, глина. Роспись керамики. Обжиг.
  • Хохломские узоры, Жестовская керамика. Хохлома.
  • Плоские формы: лепим доски, подносы и тарелки. Обучаемся основам росписи, колористике, тренируем характер мазка.
  • Палех.

Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники.

  • Изучаем метод папье-маше, работаем с готовыми рисунками.
  • Изготавливаем простые предметы из папье-маше.
  • Лепка и роспись – основы. Лепим и расписываем маски. Декорируем их.
  • Основы лепки и росписи. - Маски: Лепка, роспись, декорирование.
  • Отдельным курсом идет изготовление авторских кукол. Делаем как матрешки, так и куклы посложнее. Курс продолжается до трех месяцев.
  • Дети от 5 лет могут изготовить игрушки сами.

Творческие занятия в детском саду: изготовление мягких игрушек

Психологи рекомендуют покупать малышам мягкие игрушки. Но ближе и роднее ребенку будет игрушка, которую он сделал сам. Изготовление игрушек приучает к дисциплине. Ребенок учится действовать самостоятельно, по инструкции. Ребенок тренирует усидчивость, становится внимательным. Это так здорово – самому сделать свою игрушку, разукрасить елочный шарик или сшить мишку. В ходе уроков используем все возможные техники.
Шьем;
изучаем основы декора;
осваиваем метод изготовления папье-маше
Декупаж – украшаем мебель, посуды. Изображения вырезаются из бумаги или ткани и наклеиваются на различные предметы.

Добро пожаловать в наш творческий детский сад!

Преподаватели "Белорусская": Беляева Анна .

Преподаватели "Бескудниково": Езюкова Татьяна , Кожухова Ирина.

В МБДОУ Детский сад № 169 г. Чебоксары работает единственная в республике детская кулинарная мастерская. Здесь дети проходят полный курс «юного повара»: от подсчета, сколько вешать в граммах, до приготовления вкусных блюд, дегустировать которые даже приходят родители.

Комната кулинарии – на удивление домашнее помещение: светлое, чистое, с хорошей мебелью и красивой французской посудой. Такая комната – это школа хорошего тона, этикета приёма пищи. Здесь найдётся всё необходимое для приготовления любого блюда: электромиксер, кухонный комбайн, блинница, чудо-печь и многое другое.

Также в кулинарной комнате есть замечательный шведский стол. На нём всегда много вкусного, интересного, весёлого. Шведский стол – не только другая форма организации питания, но и другая культура, с которой детям предстоит встретиться в жизни.

В комнате также имеется оригинальная стойка бара, которая создаёт особый уют, здесь можно и просто поиграть в кафе и по-настоящему выпить сок, компот или молоко. С большим удовольствием дети пробуют вкусные и полезные травяные чаи, а заодно знакомятся с растениями, из которых они приготовлены.

Посещение кулинарной комнаты внесено в расписание организованной образовательной деятельности. Первое, с чем знакомятся дети, – техника безопасности обращения с электроприборами, режущими предметами, и правилами сервировки стола. Затем наступает черёд приготовления бутербродов, салатов, блинчиков.

Занятия по кулинарии в детском саду включают в себя игровую и поисковую деятельность, творческие задания, чтение художественной литературы, практические занятия.

Дошкольники в процессе занятий усваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность. Дети проникают в мир взрослых дел, узнают секреты трудовых процессов и удивляются полученным результатам. На этих занятиях на примере деятельности повара раскрывается сущность труда человека (умелость, трудолюбие, желание приносить пользу людям). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность помогает дошколятам взглянуть на маму, и бабушку как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.

Занятия по ознакомлению детей с секретами кухни предназначены для детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия проводятся воспитателем по подгруппам, в игровой форме, с привлечением сказочных героев, например, домовенка Кузи. Для каждого занятия разработан интересный сюжет. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).

С удовольствием приходят в кафе «Светлячок» родители и делятся своими кулинарными секретами. С участием родителей проводятся праздники и дни рождения в кулинарной комнате.

Рассказывает заведующая детским садом Фролова Валентина Николаевна:

«В этом году значительное внимание уделяется профессиональному образованию и в рамках республиканской конференции работников образования Чувашской республики запущен проект «Энциклопедия профессий от А до Я» и мы рады включиться в этот проект. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения занимается разработкой новых проектов. На данный момент в нашем дошкольном учреждении ведется работа в рамках имеющегося проекта «Ребята поварята», в ходе которого проводятся мастер-классы как среди педагогов, так и родителей и дети знакомятся с профессиями повара, кондитера, кулинара и учатся азам кулинарии.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет функционирует помещение, где дети занимаются кулинарией. В этом помещении создана атмосфера, которая позволяет получать удовольствия от приготовления пищи всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями. Имеется всё необходимое от досок, скалок до электробытовых приборов, электрической плиты и холодильника, что позволяет приготовить здоровую пищу в пароварке, испечь вкусные блинчики на блиннице.

Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других.

Родителям очень нравится, что ребенок получает азы кулинарии уже в дошкольном возрасте и при поступлении в школу он имеет опыт приготовления бутерброда, салата, выпечки печенья, приготовления различных десертов. И что очень важно, не только приготовить пищу для себя, но и порадовать близких, приготовив угощения для них».

Благодарим за предоставленный материал заведующую МБДОУ «Детский сад № 169», г. Чебоксары, Фролову Валентину Николаевну.

Поделиться: