Мужчины и женщины. О равенстве и равноправии

феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

Равноправие мужчин и женщин – это одна из самых важных проблем 21 столетия. Нынче нравы, взгляды, отношение к семейным, да и жизненным ценностям вообще как у мужчин, так и у женщин, значительно отличается от взглядов наших предков.

Равноправие в семье – извечная тема для споров между представителями женского и мужского пола. Женщины требуют равноправия во всех областях деятельности как в семейном быту, так и в карьерном росте. При этом все конфликты, что появляются в результате ссор, чаще всего связаны с непониманием понятия равенства и равноправия.

Равноправие между мужчиной и женщиной, по мнению многих, просто-напросто иллюзия. Это также подтверждает индекс равноправия, что публикует ежегодно всемирный экономический форум, который рассчитывает возможности мужчин и женщин в политике, карьере, здравоохранении и образовании.

Равноправие полов

Сегодня большинство разводов происходит из-за конфликтов на почве неравенства и ущемления чьих-либо прав. Женщины соревнуются с мужчинами за лидерство, что вызывает у мужчин недовольство, в то время как женщина напрочь теряет присущие ей черты и традиции, становясь жестокой . Существует одна поговорка: «Бабья дорога – от печи до порога». И эта поговорка как навязчивая идея засела в мозгах обоих представителей пола так же, как и «мужчины не плачут». А в итоге эти стереотипы привели к тому, что женщине просто нереально подняться по карьерной лестнице, а мужчине приходится одному волочь ношу ответственности под постоянными сомнениями в его мужской силе. Не изменится равноправие в отношениях, хоть тысячи законов и кодеков принимай, и миллионы статей о гендере прочитай, убеждены многие, до того пока мы не поймем, что все мы – люди, а такие понятия как хорошая работа, сила, мытье посуды вовсе не зависит от того мужчина ты или женщина.

Не стоит отрицать, что дискриминация слабого пола все же существует и женское равенство предполагает в-первую очередь равенство возможностей. Животрепещущий пример: в одной фирме на высокую должность стоял выбор между мужчиной и женщиной, предпочтение отдалось мужчине из-за всего лишь принадлежности его к мужскому полу, хотя девушка была опытнее и более подходящей на эту должность. Где логика?

Естественно, неизбежным стало и другое явление, а именно борьба за равноправие женщин, что повлекла за собой еще множество всевозможных проблем и явлений, которые также сосредотачивают гендерный вопрос, в том числе женское движение за равноправие. Конечно же, понятно, что речь идет о борьбе за равноправие в сфере трудоустройства, поскольку именно в этой области женщина испытывает крайнее ущемление и отказы. Потому как настоящей причиной всех отказов работодателей является их боязнь потерять сотрудника вскоре после его приема, ведь ни одному начальнику не хочется ждать экономиста 2-3 года пока она выйдет из декретного отпуска, и при этом, хранить место для молодой мамы тоже весьма неудобно.

Многие задумываются, а нужно ли это гендерное равенство вообще? На этот вопрос есть два полярных мнения, изложенных выше. Либо «за», либо «против». Третьего не дано. Но стоит отметить, что и мужчины испытывают некую , но это является темой для отдельной статьи. И также неприятно осознавать существующие требования к женщинам.

Так как, понемногу соглашаясь с тем, что место женщины не только у плиты, люди все еще продолжают требовать от нее соответствовать теперь уже двум ролям: матери, ответственной за воспитание детей, мужа и карьеристки, что максимально реализует себя в карьере. Также и с мужчин требуют быть не просто хорошими специалистами, но и «сильными мужами мира сего» и справляться с теми трудностями, что сваливаются на обоих представителей пары. И вся эта сложившаяся борьба не прекратится до тех пор, пока мы не поймем, что все мы люди, и никто никому ничего не должен.

колумнист

Противники равенства полов всегда апеллируют к биологическим различиям мужчин и женщин, настаивая на их фундаментальности в вопросе последующих поведенческих характеристик. Ошибочно считать, что феминистки наотрез не признают эту биологическую неидентичность полов, хотя среди последних есть различные течения, которые по-своему трактуют последующий анализ этих различий.

Так или иначе есть функции, которые генетически детерминированы и не могут так просто нивелироваться через внешнее воздействие. Главная из них – это функция деторождения у женщин. Считается, что именно она определяет количество затраченной энергии на воспроизводство потомства: женщины вынашивают плод, а затем проходят период лактации, что является уникальной женской функцией и недоступно мужчинам, и, следовательно, заставляет женщину затрачивать на воспроизводство больше энергии в сравнении с мужчиной. Помимо этого, мужчины и женщины различаются по составу гормонального фона, по размерам и пропорциям тела, по количеству мышечной и жировой ткани и по распределению волосяного покрова.

Но адепты исключительно биологической теории чаще всего отказываются принимать влияние общества в конструировании понятий «мужчина» и «женщина». Мы не просто рождаемся на свет женщиной с определенным набором биологических функций и черт, а в процессе взросления и социализации создаем себя как женщину, ориентируясь на культурные стереотипы, принятые в том или ином обществе.

Иными словами, быть женщиной в Финляндии, в Бразилии и в каком-нибудь затерянном в Центральной Африке племени – это совершенно разный опыт, и даже несмотря на то, что у всех трех имеются молочные железы, способность к деторождению и похожий набор гормонов, они все равно будут иметь друг между другом больше различий, чем с мужчинами из их же сообществ

Социализация происходит с момента первого контакта с миром и на протяжении всей жизни, и, соответственно, саму по себе схему «что значит быть женщиной» или «что значит быть мужчиной» человек усваивает с опытом, самая важная часть которого приходится на раннее детство. В этот период дети бессознательно копируют взрослых и начинают перенимать их модели поведения – сначала родителей, потом старших братьев и сестер, учителей и даже сверстников. Это может объяснять, например, тот факт, что у активных самодостаточных матерей, которые не ограничивают себя домом и готовкой в четырех стенах, девочки растут такими же активными и деятельными.

Идентифицировав себя как одного из двух – женщину или мужчину, ребенок начинает составлять себе рамки «можно» и «нельзя», опираясь на то, что ему разрешают делать родители и на то, что запрещают. Например, девочке говорят, что драться – это плохо, а играть в спокойные настольные игры – хорошо. Эти факторы в будущем отразятся и на динамике ее собственной жизни, суммируясь с последующим опытом. Возвращаясь к примеру выше, та же активная мама может захотеть вырастить более пассивную дочь и, невольно демонстрируя ей одну модель поведения, в воспитательных техниках передать совершенно другую. Важную роль будет играть и темперамент вне зависимости от его пола: если подвижному и импульсивному ребенку пытаться навязать пассивную модель поведения, то вне зависимости от своей половой принадлежности он будет тяжело переживать воспитательный процесс как пытку и всячески искать способы «уклониться» от процесса.

Идем дальше. Часто можно встретить такую расхожую фразу, как оправдание мужской полигамности: самец теоретически может иметь сотни и тысячи потомков, а самка – лишь единицы, поэтому гиперсексуальность мужчины и его подсознательное стремление «осеменять» – это природой обоснованный факт. На самом же деле это утверждение будет работать только лишь в том обществе, где в вопросе рождения детей количество ставится выше качества и подразумевается, что детей можно рожать много, а дальнейшая их судьба определяется пространным «ну, как-нибудь вырастут». Такая позиция все еще сильна в развивающихся странах, но уже не поддерживается в странах развитых, которые у нас любят клеймить за демографические проблемы. На самом деле эти проблемы обосновываются самой позицией по отношению к потомству – это не просто «пушечное мясо», а личности, для которых нужно выстроить максимально комфортные условия существования и в воспитании которых должны в одинаковой мере принимать участие и отец и мать, чтобы дать ребенку сбалансированную картину мира и достаточное количество внимания.

По этой же самой логике можно признать несостоятельным и тезис о том, что мужчины биологически запрограммированы максимально распространить свои гены, в то время как женщины, осознавая затраты на воспроизводство потомства, ограничивают свои сексуальные контакты и «берегут» себя

Здесь опять же речь идет об обществе, где отец оправдывается лишь как «осеменитель», а не как полноправный участник процесса воспитания и крайне важный для ребенка пример, а также где не развит рынок контрацепции, который позволяет разделить сексуальное удовольствие и деторождение и наслаждаться первым, не прибегая ко второму. Есть исследования, которые подтверждают, что женщины получают больше удовольствия от оргазма, а также способны испытывать несколько оргазмов подряд, что крайне сложно для мужчины. Поэтому можно сказать, что биологически прекрасный пол как раз создан для секса в большом количестве, только вот многие до сих пор не хотят в это верить и откровенно боятся гиперсексуальных женщин, осуждая их и пугая «отступниц» в том числе и научно несостоятельными теориями вроде той, что говорит, что ребенок женщины будет похож на ее первого мужчину и поэтому нужно оставаться девственницей, пока не встретишь «того самого».

Таким образом, в формировании женственности и мужественности в нашей голове участвуют и тесно взаимодействуют биологические и социальные факторы, причем влияние последних сильнее, потому что именно общество дает трактовку биологическим признакам.

За последние сто лет женскому полу удалось добиться довольно больших успехов в тех вопросах, которые касаются равноправия полов. Женщины теперь имеют право получать достойное среднее и высшее образование, работать, занимать высокие посты и голосовать. Но вместе с этим возникли некоторые нерешенные до сих пор вопросы, которые остаются актуальными.

В теории равноправие полов – это, конечно, весьма прекрасно, но на практике все обстоит не так уж радужно. Например, взять обыкновенную российскую женщину. Она работает, так же, как и мужчина, иногда даже и больше, при этом зарабатывает столько же, а иногда и меньше. При этом никто не снимал с нее домашних обязанностей и не отменял так называемых "женских дел", таких как: уборка, приготовление пищи, стирка, забота о детях и прочее. В результате всего этого женщина довольно быстро устает, чувствует себя обессиленной и совершенно вымотанной и порой задается вопросами: "Кому нужна эта эмансипация?", "Надо ли нам вообще равноправие между мужчиной и женщиной?".

Действительно, если задуматься, нужно ли нам равноправие, что оно нам дает, помимо дополнительных хлопот и обязанностей? Попробуем разобраться в этом, "докопаться" до сути этих вопросов.

На рубеже XIX-XX веков борьба за равные права женщин и мужчин стала набирать обороты и наконец начались активные действия. Хотя данная тема поднималась гораздо раньше, еще в 1791 году вышла известная всем книга Олимпии де Гуж под названием "Декларация прав женщины и гражданки". Примерно через полвека, в июле 1848 года произошло важнейшее событие: 2 активистки, Лукреция Мотт и Элизабет Стэнтон, организовали в штате Нью-Йорк, в Сенека Фоллз первую в мире конференцию, которая была посвящена правам женщин. Именно тогда приняли "Декларацию чувств", которая была подписана 68 женщинами и 32 мужчинами. Эта декларация по своей сути – некий список претензий представительниц женского пола к обществу, и в частности к представителям мужского пола.

Боролись женщины за то, чтобы у нас у всех было право самостоятельно распоряжаться материальными активами (открывать банковские счета, управлять бизнесом и собственностью), получать достойное образование и иметь возможность занимать соответствующую своим знаниям должность, разводиться с мужем по собственной инициативе. Мы все так привыкли к тому, что имеем возможность все это самостоятельно делать, что не придаем этому большого значения, а еще не так давно женщины не имели права на такие, казалось бы, элементарные действия.

Конечно, всю историю борьбы женщин за равноправие пересказывать нет смысла, при желании ее можно изучить отдельно. Главное – это понять и осознать, сколько усилий и времени пришлось потратить женщинам для того, чтобы их наконец признали полноценными, полноправными членами общества. Дело даже не в формальном признании прав и свобод женщин, а в самом отношении к представительницам прекрасного пола.

Естественно, благодаря эмансипации женщины всего мира (за исключением некоторых стран) стали более независимы и свободны, увереннее чувствуют себя в обществе. Однако при этом изменились и отношения с представителями сильного пола. По официальной статистике 64% россиян считают, что в стране женщины и мужчины имеют абсолютно равные права, 19% населения убеждены в том, что у мужчин больше прав. Но, как бы нам того не хотелось, до реально равных прав мужчин и женщин еще очень далеко.

На сегодняшний день женщины имеют право учиться, голосовать, разводиться, работать и естественно, они отвечают за все связанные с этим обязанности, а также сохранились и привычные домашние (бытовые) дела и обязанности. При этом возникают неловкие ситуации, связанные с равноправием полов. Например, оплатить счет напополам – это нормально или должен оплачивать мужчина? Раньше все было предельно ясно и понятно: женщина – полностью зависимое и слабое существо, которое надо оберегать, защищать и обеспечивать. А как же быть теперь, когда женщина имеет возможность свободно работать и строить карьеру (при этом она может быть гораздо успешнее мужчины), управлять своим бизнесом, занимать руководящие должности?

Получив право вести активные действие на "территории мужчины", женщины вынуждены постоянно соревноваться с мужчинами и каждый раз доказывать, что женский пол ничем не хуже, не слабее и не глупее мужского. Для этого, конечно, приходится развивать некоторые мужские качества, такие как: настойчивость, лидерство, решимость, ответственность. Все это само собой исключает сценарий классического развития отношений между женщиной и мужчиной.

В то же время мужчины в сложившейся ситуации также испытывают некоторый дискомфорт. Там, где они полностью властвовали, сферы их доминирования теперь приходиться делить, а для того, чтобы приспособиться к новым условиям, им приходится развивать в себе качества характера, больше присущие женщинам. Например, уступчивость, способность пойти на компромисс, лояльность и другие.

То, что происходит на данный момент в обществе, можно назвать трансформацией гендерных стереотипов. Этот процесс изменений и корректив еще не закончен, для этого понадобится не так уж мало времени. Должны сформироваться и выработаться новые нормы и модели поведения, как в обществе, социуме, так и в семье, между партнерами в браке.

Парадокс ситуации, которая сложилась в данное время, заключается в том, что женщины, играя на поле мужчин, по их же правилам, которые они усвоили и приняли, по-прежнему хотят, чтобы к женскому полу относились по-особенному, с поблажками и привилегиями. А когда мужчины взаимодействуют с женщинами на равных, то это вызывает массу возмущений и недовольства. Женщинам по-прежнему хочется, чтобы мужчины оплачивали счета, прилично зарабатывали и обеспечивали семью. При этом также есть мужчины, которым хотелось бы, чтобы их жёны не работали, а занимались исключительно домом и семейными делами, а они в свою очередь готовы полностью обеспечивать все условия для хорошей жизни.

Невзирая на то, что женщины и мужчины продолжают соперничать не только в отношении прав и свобод, а и в манерах поведения, внешности, наметилась и несколько иная тенденция. Некоторые женщины, почувствовав все возможности независимости и полностью свободной жизни, захотели вернуть все как в "старые, добрые времена". Согласно статистике две современные, работающие женщины из трех хотели бы бросить работу и быть просто женами и мамами. Также, 58% мужчин и 54% женщин придерживаются мнения, что женщина, которая стала мамой, не должна работать.

Лондонская школа экономики провела исследование, результаты которого показали, что семьи с традиционным распределением обязанностей (он работает, она занимается домом и детьми) достаточно нестабильны и распадаются гораздо чаще, чем равноправные браки (оба работают и оба занимаются бытом).

В современном обществе существует много разногласий и недосказанности, но хорошо то, что нет определенных стандартов поведения, нет норм, определяющих правильность или неправильность поведения в принципе и каких-то конкретных поступков. Хотя, конечно, многими по-прежнему руководят стереотипы. Поэтому вопрос о равенстве полов и обязанностях каждой из сторон зависит только от вашего личного понимания и отношения к этому. В нашем мире женщины могут быть как приверженцами классической, традиционной модели отношений между мужчиной и женщиной, так и яркими представительницами феминистического направления. Хорошо то, что как мужчины, так и женщины сейчас свободно могут выбирать то, как им жить и строить свои отношения.

По сути, именно в этом и заключается равноправие полов, которое в данном смысле определенно необходимо. У всех женщин однозначно должно быть право добиваться финансовой независимости и строить карьеру, если есть такое желание. Или наоборот, посвятить себя заботам о семье и домашним хлопотам, если женщина считает именно это своим истинным предназначением. Самое главное, это понять свои реальные потребности и желания и следовать им. Строить свою жизнь надо не в угоду общественным ценностям и мнению окружающих, а соответственно своим личным принципам и убеждениям.

Брак, семья и вообще любые отношения должны приносить удовольствие и положительные эмоции обеим сторонам. У всех должна быть возможность реализовать свой потенциал. И вовсе неважно кто именно из супругов обеспечивает семью, а кто занимается бытовыми вопросами, главное, чтобы это было выгодно и удобно обеим сторонам.

«Сегодняшний феминизм – извращенное понятие о равноправии полов со смещением в абсурдную полемику с обществом по любому поводу, – считает Александр, 39 лет. – Феминизм извратил нормальные понятия женщины и мужчины. При этом он никогда не сделает мужчину и женщину равными биологически. Мы всегда будем отличаться – как физически, так и умственно. Считаю, что ярых фанатиков от феминизма нужно отправлять служить в армию, посылать работать в шахты, на другую тяжелую работу. Весь феминизм заканчивается тогда, когда им неудобно, они сразу становятся слабыми женщинами. Я не видел феминисток, которые говорят о равноправии в нормальном смысле этого слова».

Чисто биологически женщина и мужчина относятся к одному виду Homo sapiens. У них различаются половые системы и за счет этого наблюдаются некоторые различия в физиологии. Но и только. В плане ментальных, психических и физических характеристик между женщинами и мужчинами качественных различий нет. Почему же различие в половых системах должно влечь за собой различие в правовом или политическом положении?

Мало кто слышал о списке запрещенных для женщин профессий, в котором 456 наименований

С точки зрения социума женщина и мужчина должны обладать равными социальными правами и возможностями.

Многие мужчины любят приводить пример с работой на шахте или службой в армии. При этом мало кто слышал о списке запрещенных для женщин профессий, в котором 456 наименований (в основном промышленные специальности). Шахтерский труд входит в этот список, но женщины работают шахтерами в городках и поселках, где другой работы нет. Официально их зачисляют на работу «около» шахты (что разрешено), но фактически они трудятся в самой шахте и получают не по труду, а по записи.

Феминистки борются за то, чтобы этот список запрещенных профессий отменить. И в армии женщины давно служат (правда, только по контракту, и они же выступают за то, чтобы вся армия перешла на контрактную основу).

2. Женщины в России и так уравнены с мужчинами в правах: получают такие же зарплаты, могут учиться, избираться в правительство. За что вы, собственно, боретесь?

То, что равенство уже достигнуто, не более чем миф. Известно , что за одну и ту же работу на одной и той же должности женщина в России получает на 30% меньше, чем мужчина.

И не забывайте о так называемом «стеклянном потолке», который ограничивает карьерный рост женщин. Среди директоров предприятий, управленцев высшего звена, руководителей вузов женщин очень мало. И не потому, что они не хотят или не справляются. Нас просто не пускают. Сколько женщин в Государственной Думе? Около 70 – это 15% от общего числа депутатов. При том, что в стране больше 50% населения женщины. Вот за это и боремся – не только за равные права на бумаге, но и за равные возможности для их реализации.

3. Если феминистки борются за равенство с мужчинами, значит ли это, что и тяжелые сумки такая женщина носит наравне с мужчинами?

Если бы женщины в России носили тяжелые сумки наравне с мужчинами, кто бы семью кормил? Кто бы урожай с дачного участка на себе привозил? Увы, пока мужчины носят в карманах сигареты и наличку, женщины тащат на себе продукты, детей, стройматериалы, чемоданы и прочий скарб.

4. А как насчет счета в ресторане? Феминистки против того, чтобы за них платили?

Если, оплачивая счет в ресторане, мужчина покупает ночь с женщиной, то мы против такой купли-продажи. Мы вообще категорически против того, чтобы женщину рассматривали как товар.

Но представим такую ситуацию. Мужчина понимает, что государство его коллеге-женщине недоплачивает, а ему «за красивые штаны» переплачивает, и решает исправить этот перекос хотя бы в данном конкретном случае. Он приглашает коллегу в ресторан, платит по счету, а после везет ее в круглосуточный супермаркет, закупает продуктов на неделю, тащит сумки до ее квартиры, желает ей спокойной ночи и уезжает ночевать к себе. Такую одиночную акцию протеста против трудовой дискриминации женщин феминистки не только не осудят, а наоборот, будут всячески приветствовать.

Только, увы, даже представить себе такое многим сложно.

5. Если мужчина открывает дверь или подает руку, для феминистки это оскорбление?

«По-моему, изначально идея феминизма была правильной, феминистки выступали за равноправие, но сейчас лично я представляю себе одиноких неврастеничек, которые не дают себе дверь открыть или плюют в лицо мужчине, который руку при спуске с автобуса подает», – пишет Мария, 34 года.

Если мужчина открывает дверь перед человеком с тяжелыми сумками, перед инвалидом-колясочником, перед пожилым человеком, если он просто придерживает дверь в метро – это элементарная вежливость, которая не чужда и женщинам.

Но когда мужчина специально открывает дверь или подает руку интересной женщине и делает это для привлечения ее внимания, то это может быть началом харассмента, и это точно нарушение личного пространства.

Пора менять схемы поведения и не рассматривать женщину как добычу, дать ей больше свободы для самовыражения

Предваряя возможный вопрос: да, безусловно, это может быть и началом ухаживаний или флирта. Но это в любом случае вторжение в личное пространство другого. И прежде чем давать понять, что женщина привлекательна, надо поинтересоваться, а хочет ли она об этом слышать, особенно от вас.

У нас принято считать, что мужчина – завоеватель и что он может заговаривать, делать комплименты, начинать ухаживать за незнакомой женщиной. А женщина должна быть скромной и радоваться, что на нее обратили внимание. Но, на мой взгляд, такое представление о моделях поведения воспроизводит не только миф о мужчине – добытчике мамонта, но и само время мамонтов.

Пора менять схемы поведения и не рассматривать женщину как добычу, дать ей больше свободы для самовыражения, отнестись к женщине как к личности. Именно такое отношение предлагает феминизм.

6. Чего вам не живется спокойно: разве не приятно, когда оберегают, защищают и «приносят мамонта»?

Защита – вопрос спорный. Не лучше ли добиться того, чтобы никто ни на кого не «нападал», а значит, никого ни от кого не надо было защищать? Сколько сил освободится для жизни без страха! Но когда женщину не нужно будет защищать, необходим ли ей будет мужчина? Возможно, именно этого вопроса и боятся мужчины. Они не верят в свою привлекательность без необходимости, поэтому продолжают завоевывать женщин, а потом их защищать.

Даже если условный мамонт большой и позволяет женщине не работать, это золотая клетка, которая лишает любых перспектив

Миф про мамонта подобен мифу про защитника. Первобытное племя выживало не за счет охоты на мамонтов, а благодаря собирательству, которым занимались женщины. Что уж говорить о современности? В подавляющем большинстве российских семей женщины вынуждены работать, потому что иначе семья не выживет. А за «псевдомамонта» от мужа жена взваливает на себя всю домашнюю работу, труд по воспитанию детей и сексуальное обслуживание мужчины.

Даже если условный мамонт большой и позволяет женщине не работать, сидеть дома и заниматься семьей, то это золотая клетка, которая лишает любых перспектив. Добытчик мамонтов может встретить другую, и женщина останется без образования, профессии, рабочего стажа и, в конечном счете, нормального будущего.

Так что, когда оберегают, защищают и «приносят мамонта», это, может, и приятно, но очень опасно и ненадежно. Это иллюзия, в которую лучше не впадать с самого начала, чтобы потом не разочароваться.

7. Феминизм и женственность – понятия несовместимые?

Если под женственностью понимаются «глянцевая» красота, нежность, сексапильность, высокие каблуки или, напротив, скромность и девичья честь, которую положено беречь до свадьбы, – весь набор штампов, которые требуют от женщины соответствия, то да, эти понятия можно считать несовместимыми.

8. Некоторые компании вводят правило: в руководстве должны быть женщины. Но если мужчина-кандидат больше подходит? Разве это не перегиб?

А разве передача трона наследнику мужского пола, в то время как его сестра родилась раньше, не перегиб? Если до сих пор к руководству чем-либо не допускались женщины, значит, самое время это исправить. Позволить им получить образование, пройти стажировку, попрактиковаться в решении вопросов и открыть им двери наверх.

9. Часто ли встречаются мужчины-феминисты?

Встречаются мужчины, называющие себя феминистами, но им присущ «грех менсплейнинга»: в разговорах с женщинами они используют упрощенные формулировки, делая скидку на наш пол. Так что с большим уважением мы относимся к про-феминистам, которые прислушиваются к женщинам, отталкиваются от их интересов, поддерживают их начинания, оберегают и защищают идеи феминизма.

10. Письмо, которое написал инженер из Google и за которое его потом уволили, это ужас-ужас?

Сотрудник Google написал , что между мужчинами и женщинами есть биологические различия, которые мешают женщинам делать карьеру в технологических компаниях и занимать в них руководящие должности. Представьте, что он написал бы: русские так устроены («без обид, исторически так сложилось, наверное, все дело в физиологии»), что воруют хорошо, а в математике не шарят в принципе. Не дано им. Воровать заводы, выводить капиталы через оффшорные зоны, кататься на яхтах могут, а решить простое логарифмическое уравнение не способны. Нейронные цепи в голове, видимо, не дают развиваться математическим способностям. Опять же, без обид.

Как бы мы это восприняли? Как глупость, конечно. Только так и можно относиться к подобным манифестам. Собственно, так и поступило руководство Google. Сохранение достоинства женской части сотрудников оказалось для них важнее, чем один не очень умный сотрудник, продвигающий вредные гендерные стереотипы и нарушающий кодекс корпоративной этики.

На мой взгляд, ни сексист, ни националист, ни расист не могут быть умными людьми просто в силу ограниченности своего мышления. Они заточены в клетку шаблонов, стереотипов, и одна из современных задач феминизма – открывать подобные клетки. А вот выходить из них или нет, каждый решает сам.

Об эксперте

Ольгерта Харитонова – кураторша «Школы феминизма» , автор книги «Женщины. Разговор не о мужчинах» (АСТ, 2016).

Поделиться: