Славянские куклы-обереги и их значение. Научно-исследовательский проект "чудесный мир русских кукол" История возникновения тряпичной куклы на руси

Уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и обустраивали свое жилище. Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме. Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей.

Поскольку в то время на территориях нашей страны процветало язычество, существовало множество праздников, для которых изготавливались куклы в разных нарядах и костюмах.

Самые значимые праздники того времени - это Коляда, Купала, Великдень и другие. С приходом христианства эти праздники стали называться по другому, но большинство традиций осталось и соблюдается по сегодняшний день, в том числе и в удаленных уголках России. Есть люди, которые по прежнему изготавливают кукол, наряжают их в красивые народные костюмы и используют в качестве оберегов, а не игрушек для детей. Одним из самых значимых и любимых праздников для славян был Великдень. В настоящее время он совпадает с пасхой. А традиция раскрашивать яйца, печь куличи и изготавливать традиционных русских кукол пришла к нам именно от празднования Великдня. Лучшего оберега, чем кукла, созданная своими руками, в то время не существовало. И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Как и сегодня, социальное неравенство существовало и 2000 лет назад. Поэтому материалы, которые использовались для создания кукол, у всех были разные. Кто был более обеспеченными могли позволить себе сделать куклу из разноцветных тканей, украсить ее бронзой или даже серебром. А те у кого не было такой возможности довольствовались деревянными веточками, самыми дешевыми, однотонными тканями типо мешковины и любыми другими предметами, которые не имели большой пользы в ведении домашнего хозяйства.

Но со временем женщины стали обращать внимание, что девочки с удовольствием играют с этими куклами. Поскольку использовать обрядовых кукол для игр было не позволительно, появилась новая традиция изготовления игровых кукол для детей.

Изначально их делали очень маленькими, размером от 8 до 15 см высотой и выглядели они очень просто по сравнению с обрядовыми куклами. Как правило изготавливали их из натуральных материалов: старые ткани, обрезки, ветки, солома, зола, уголь, трава, мох, листья. Иногда в домах наших предков появлялись и деревянные куклы и игрушки. Но сделать их мог далеко не каждый. Необходим был специальный навык, и вырезали их в основном мужчины. Так и появилось на свет два основных направления в создании русской куклы и игрушек. Женщины и девочки изготавливали своими руками различных тряпичных кукол, а мужчины занимались резьбой по дереву и делали деревянных кукол и игрушки.

Самые популярные среди древних славян тряпичные куклы имели свои названия. Вот некоторые из них:

  • Первой, как правило, делалась Кукла - дружок. Она создавалась всей семьей, бабушкой с дочерью и внучками, чтобы ребенок мог рядом с этой куклой ощутить поддержку и любовь своих близких. Считалось, что такая кукла помогала вырастить ребенка смелы и могла на время заменять заботу мамы. И давать ей возможность больше успеть по хозяйству.
  • Так же с появлением малыша в доме, часто изготавливалась Кукла-Птичка. Делали её из самых ярких тканей, которые имелись в доме и подвешивали над кроваткой ребенка. В основном их делали по несколько штук и это считалось хорошей забавой для маленького человечка, который не давно появился на свет. Рассматривая их он мог с интересом наблюдать как эти птички качаются над ним.

Было еще очень много названий и разновидностей тряпичных кукол. Обучать девочек мастерить кукол начинали в раннем детстве, в 5-6 лет. Считалось, что в этом возрасте ребенок хорошо понимает и может многое уже делать самостоятельно, без помощи взрослых. Часто при создании куклы мама пела дочке песни, рассказывала сказки или беседовала о чем-нибудь интересном. Потому что делать кукол было необходимо с любовью, радостью и находится в хорошем настроении, чтобы кукла получилась красивая и смогла так же дарить свою любовь тем, кто с ней играл. Традиция изготовления тряпичных кукол дошла и до наших дней. И где-то в отдаленных уголках нашей страны, бабушка учит внучку, как сделать первую в жизни куклу своими руками.

Теперь немного расскажем и о деревянных куклах и игрушках

Есть версия, что первые деревянные игрушки на Руси появились в период с 8 по 10 век. Их вырезали из разных видов древесины. Но в основном использовались береза и сосна, так как они считаются одними из самых «мягких» видов древесины и легко поддаются обработке. Из них делали различные фигурки людей и животных, вырезали свистульки на забаву детям.

Но первые официальные упоминания в летописях о деревянных игрушках приходится на период 14-15 веков. В то время основным местом производства деревянных игрушек на Руси считался город Сергиев Посад. Вокруг него находилось множество мастерских, где работали знаменитые резчики и по дереву. И даже на территории Троице-Сергиевой лавры тоже трудились священнослужители и занимались резьбой по дереву. Они создавали множество деревянных игрушек, фигурок и кукол, которые пользовались хорошим спросом среди населения.

Возле стен лавры в то время действовал огромный старинный рынок (ТОРГ) куда приезжали купцы не только из всех уголков Руси, но и из-за рубежа. Сергиев Посад по праву считался в то время столицей деревянной игрушки. Известно, что деревянные солдатики, фигурки людей и животных, корабли, церкви и многое другое, изготовленное в мастерских Сергиево Посада, имелись в коллекциях российских императоров, королей Пруссии и Франции.

Со временем в Европе, в начале 18 века, стали появляться фабрики со станками и машинами на которых производились деревянные игрушки в большом количестве и имели достаточно низкую цену. И множество мастерских по ручному производству стало постепенно сокращаться. Но и на сегодняшний день есть мастера, которые продолжают традиции наших предков и делают вручную различные деревянные игрушки, фигурки и куклы.

Часто к ним поступают заказы от музеев, коллекционеров или просто от больших ценителей истории нашей страны.

Самым современным этапом в создании куклы считается изготовление фарфоровых кукол

Родоначальником изготовления фарфоровых кукол считаются французы и это не случайно. В период с 17 по 18 век Франция считалась законодателем моды во многих областях. Поэтому, когда там создали первую фарфоровую куклу , которая максимально соответствовала пропорциям человека, имела натуральные волосы и несколько различных нарядов, никто не удивился. Оставалось только восхищаться красотой и изяществом этих созданий. Поскольку это были необычные куклы, они получили даже свое собственное название - Пандоры.

Создавали их, как правило, опытные мастера и художники. Одежду для них шили лучшие портные и стоили эти куклы очень дорого. Фарфоровые куклы и по сей день считаются элитой кукольного рынка во всем мире. Необыкновенная красота, изумительное изящество, удивительное сходство с человеком, не оставляют равнодушными миллионы людей на нашей планете.

В 19 веке на смену ручному производству фарфоровых кукол пришел фабричный метод изготовления. Они стали более доступными и большее количество покупателей имело возможность приобретать такие изделия. Массовое производство было налажено во Франции и Германии. Кроме самих кукол, стали производиться разнообразные аксессуары к ним. Домики для кукол, мебель, куклы дети и куклы взрослые. У некоторых экземпляров стали двигаться руки, ноги и голова. И по сей день Германия является лидером в производстве кукол из фарфора.

Но истинных ценителей индивидуальности, оригинальности и неповторимого шика привлекают куклы ручной работы. Они несут в себе частичку души мастера, который вложил в её создание все свои таланты и любовь.

Разнообразие фарфоровых кукол, на сегодняшний день, может поразить кого угодно. Они бывают и большие (в человеческий рост) и маленькие (10-15 см высотой), изображают и взрослых и младенцев, имеют огромное количество нарядов, причесок, обуви и даже нижнее белье и чулки для кукол встречаются довольно часто.

Однако наиболее популярными среди покупателей являются куклы размером от 30 до 50 см. На куклах такого размера хорошо видно все детали - прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары, украшения, но в то же время она является достаточно компактной и её легко переносить, перевозить или переставить в доме на другое место.

Фарфоровых кукол часто используют для декорирования гостиных, кухонь, кабинетов, детских комнат. Они выглядят очень красиво и изящно в любом интерьере и по праву являются его украшением.

Фарфоровая кукла - это бесценный подарок любителям красоты и грациозности, она настолько реалистична, что рядом с ней можно забыть про возраст и почувствовать себя героем какой-нибудь удивительной сказки.

Наши куклы ручной работы, высокого качества изделия. Головы и руки кукол выполнены из фарфора. Наряд кукол выполнен яркими тканями в новогоднем стиле. Куклы выполнены полностью вручную, начиная от расписанного лица и заканчивая пошивом одежды. Качественная сувенирная кукла с фарфоровыми элементами отлично дополнит собой новогодний интерьер. Кукла может быть в наличии или мы сделаем её на заказ специально для Вас.

Наши куклы демонстрируют костюмы разных эпох, разных губерний России, других стран мира, сказочных и исторических персонажей.

Промысел существует уже более 15 лет, высокое качество наших кукол создано душой и любовью мастериц. Производством занимаются опытные мастерицы Суздаля, Сергиева Посада, Владимира, Москвы и Санкт-Петербурга.

Художники-дизайнеры разрабатывают модели сувенирных и игровых кукол‚ которые выпускаются малыми сериями и тиражами. В настоящее время в мастерской работают художники по костюму‚ мастера по производству кукол‚ росписчики‚ литейщики фарфора‚ швеи‚ конструкторы и сборщики кукол. Каждая кукла выполняется вручную из фарфора, картона‚ ткани‚ обклеена узорной тесьмой‚ кружевом‚ лентами и другими декоративными элементами. Каждая кукла имеет историческое или национальное значение.

  • Дата публикации: 18-04-2016 г.
  • Дата обновления: 09-10-2019 г.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 3568
  • В этой статье написано о следующем:

    • что такое тряпичная кукла;
    • история возникновения тряпичных кукол;
    • значение тряпичных кукол;
    • как делают тряпичную куклу своими руками;

    Что такое тряпичная кукла

    За последние несколько десятилетий жизнь кукол претерпевает существенные изменения. Это происходит и в количественном и в качественном отношении. Появилось очень много разных кукол — плохих и хороших, красивых и ужасных, милых и безобразных. Сейчас можно найти куклу на любой вкус, а для людей, интересующихся этой темой, не представляет затруднений получение куклы по индивидуальным запросам. Но на этом фоне я хочу вспомнить и поговорить о тряпичной кукле, которая была самым распространенным предметом рукоделия у многих больших народов и малых народностей на всей нашей планете.

    Прежде всего, давайте определимся в терминологии - есть тряпичные куклы и есть текстильные куклы.

    А что, между ними большая разница есть? - спросила Веселина, - и те, и другие из ткани же делаются?

    Разница, конечно же, есть, она существенная и принципиальная, - отвечаю я любопытной кукольной девчонке.

    По моему мнению, тряпичная кукла — это кукла, которую изготовили из лоскутов ткани. Эти куклы появились очень давно и сопровождают человека практически всю его сознательную жизнь (в историческом смысле). Более точный отсчет можно начинать с периода изобретения ткачества и распространения этой технологии по разным странам. А это уже несколько тысячелетий. Самая первая тряпичная кукла — кукла мотанка, имеющая в своей основе скрутку — туго скрученный валик из ткани. Более подробно о мотанке читайте статье на нашем сайте: . Немного позже на основе мотанки появилось сразу несколько десятков подобных кукол, немного отличающихся способом изготовления и имеющих свое уникальное назначение.

    Со временем стали появляться тряпичные куклы, не имеющие в своей основе скруток, и кукольный мир дополнился еще множеством разных кукол, но все они были собраны из тряпичных лоскутов. Они могли выглядеть по-разному: были простые узелковые куклы, изготовленные из одного обрывка ткани, были сложные, богато украшенные лентами, тесьмой и вышивкой, сделанные из 20, 30, а иногда и 50 кусков материи. Но все они имели один общий принцип своего появления на свет — из лоскутов.


    А текстильная кукла насчитывает в своей истории лишь несколько веков, и уже только это определяет колоссальную разницу между ею и тряпичными куклами. К этому надо добавить, что текстильными куклами в большинстве случаев называют интерьерную или игровую авторскую куклу, как правило набивную, то есть сшитую по выкройке фигуру, объем которой придает наполнитель Самыми яркими представителями текстильной куклы являются кукла тильда и вальдорфская кукла.

    А, ну да, с таким пояснением разница между тряпичной и текстильной куклами очевидна и понятна, - довольно отреагировала Веселина, а как же все таки тряпичная кукла взяла и появилась? С чего бы это человек вдруг стал делать мотанки и крутить узелки?

    Видишь ли, твое «вдруг» - это несколько столетий, в течение которых постепенно возникала и формировалась традиция участия кукол в жизни наших предков. Но давай обо всем по порядку.

    История возникновения тряпичных кукол

    Эх, была бы у нас машина времени… - задумчиво произнесла Веселина, мечтательно глядя на Kuklastadt из окна моей мастерской.

    И куда бы ты тогда отправилась? - заинтересованно спросил я.

    Я бы улетела на много-много-много лет назад и посмотрела, как на самом деле люди стали впервые делать тряпичных кукол!

    Интересная мысль, я, пожалуй, с удовольствием тебе составил бы компанию, - улыбнувшись сказал я, - но мы можем сделать так. Давай ты закроешь глаза, и представишь, что мы переместились в прошлое, а я тебе расскажу наиболее распространенную версию появления тряпичной куклы в жизни наших предков.

    В период осознания человеком факта своей несостоятельности в попытке объяснить разные атмосферные явления или природные процессы начали появляться зачатки религиозных течений. Действительно, было довольно удобно использовать авторитет могущественной высшей силы для того, что бы человеческий разум надолго перестал волноваться об истинной причине наблюдаемых явлений, и занимался обеспечением насущных потребностей. Религиозные культы стали развиваться, в процессе этого высшие силы стали приобретать определенные очертания и свойства, началась персонификация, а проще говоря - появились боги. Богов было много, каждый занимался своим делом и выглядел по своему.

    Напомним, что значительный период своей жизни человечество провело в эру матриархата, когда божественный пантеон находился под женским руководством и состоял на половину из женщин. Естественно, из божественных женщин. Это было справедливо, так как только процесс рождения обеспечивал сам эволюцию вида, а осуществлялся он именно женщиной. Именно поэтому первыми фигурками, имитирующими древних богов были примитивные скульптуры с явными, а зачастую гипертрофированными частями женского тела.

    Самые древние из найденных глиняных или деревянных фигурок имеют широкие бедра и большую грудь. Поэтому особых вопросов о половой принадлежности божественных существ, в честь которых их и сделали, у большинства людей не возникает. Вот мы незаметно и рассказали, что люди стали делать небольшие статуи или фигурки из подручных материалов для постоянного использования в роли идолов для поклонения своим богам. И как только в число этих подручных материалов попала ткань — появились и тряпичные куклы.

    Первые тряпичные куклы по назначению полностью соответствовали своим глиняным и деревянным сестрам и имели такое же религиозное происхождение. Но довольно быстро именно они стали внедряться в другие сферы человеческой жизни. Вслед за обрядовыми куклами и из них самих появились игровые тряпичные куклы, которыми очень удобно было занять маленьких детей и даже подростков, что бы они не отвлекали серьезных взрослых людей во время работы или развлечений.

    А какими еще были тряпичные куклы? - внимательно выслушав мое выступление, спрашивает Веселина, ведь наверняка были не только обрядовые и игровые?

    Да, со временем появились еще куклы обереги, и об этом нужно поговорить подробнее.

    Значение тряпичных кукол

    Итак, мы выяснили, что первые тряпичные куклы имели религиозное назначение, они использовались при совершении обрядов, во время исполнения религиозных традиций и других мероприятий для проявления уважения и почитания богов и божественных существ. У обрядовых кукол, появившихся в это время была короткая жизнь — после исполнения ритуала их сжигали, топили или закапывали. Такое жестокое отношение к куклам мотивировалось тем, что тряпичные фигурки забирали в себя всю негативную энергию злых сил, для уничтожения которой приходилось жертвовать и самой куклой.

    К обычаю уничтожения обрядовых кукол можно начать относиться несколько спокойней, если вспомнить, что еще раньше для получения милостей от богов на алтаре проводили человеческие жертвоприношения. Так что обрядовые куклы в какой-то степени явились спасителями весьма приличного числа homo sapienc. Большинство обрядовых тряпичных кукол изготавливали непосредственно перед ритуалом, и уничтожались во время него или сразу после него. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

    А в играх с тряпичными куклами было что-то интересное? - Веселина задает мне следующую тему.

    Конечно было, - отвечаю ей, - более того, со временем именно игровые тряпичные куклы стали тем звеном, которое соединяло традиции предков с жизнью их потомков. Как же это происходило? - задаю за Веселину сам следующий вопрос.

    А происходило это очень просто — в играх с куклами. Подрастающие дети смотрели на поведение родителей и соседей, на их привычки и обычаи. Им очень хотелось тоже принимать участие во взрослой жизни, но в силу возраста им не дозволяли или не было таких возможностей. Поэтому подростки имитировали жизнь взрослых людей с помощью кукол, имитируя подобные ситуации. Маленькие дети сначала наблюдали за этим, а потом и сами принимали активное участие.

    Тогда в каждой семье было много кукол — около сотни, а иногда и больше. Поэтому в играх можно было создавать и массовые мероприятия с большим количеством кукольных участников. Самой распространенной из них была игра в свадьбу, где соблюдались в определенной последовательности все ритуалы, начиная со сватовства. Так маленькие дети узнавали о том, как создаются семейные союзы и каким образом это происходит. Поэтому в тот момент, когда им самим в реальности предстояла свадьба, то все было заранее ясно и понятно.

    Дети самого раннего возраста не только играли в куклы, но и сами их изготавливали. Это способствовало развитию ремесленнических навыков как у девочек, так и у мальчиков. Ведь в те далекие времена девочки уже в 5-6 лет должны были уметь шить, вышивать, а мальчики — плести лапти. Так осуществлялась социальная адаптация детей — с самых малых лет они знали и видели, что им предстоит в будущем. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье на нашем сайте: «Русская тряпичная кукла ».

    Третье назначение тряпичной куклы — это оберег. У древних славян забота по сохранению душевных сил имела очень важное значение. Этому уделялось много времени и сил, потому что от успешного и удачного завершения того или иного мероприятия иногда зависела жизнь всего рода. Поэтому изготавливались тряпичные куклы, которые исполняли роль оберега, охраняя и защищая душу и тело того, для кого они были предназначены, например, свадебная кукла оберег Неразлучники (подробнее про нее можно прочитать в статье ). Такие куклы делались практически у всех народов, если у них вообще делали кукол из лоскутов. Подробнее о русских тряпичных оберегах вы можете прочитать в статье, ссылку на которую уже видели в предыдущем абзаце.

    Как делают тряпичную куклу своими руками

    Для изготовления тряпичной куклы использовали разную ткань. Обрядовые куклы и обереги чаще мотали из обрывков ношеной одежды, считая, что эти лоскуты сохраняют энергию людей, которые их носили. Например, мотанка, заговоренная на выздоровление, значительно лучше справлялась со своей задачей, если была изготовлена из старой одежды заболевшего человека.

    Куклы обереги требовали при своем появлении особых условий, несоблюдение которых сводили не нет магическую функцию. Эти требования сохранились до сих пор практически в неизменном виде, а звучат они так:

    • не колоть, не резать, а связывать и заматывать;
    • за работой не болтать пустого, а читать заговор или молитву;
    • всю куклу делать за один присест, не отвлекаясь ни на минуту.

    В современных реалиях можно добавить требование, в котором для изготовления обрядовых тряпичных кукол необходимо использовать только натуральные ткани.

    Для создания ярких, нарядных кукол брали лоскуты новой материи, часто использовали вышивку с традиционными орнаментами, для украшения брали цветные ленты и тесьму.

    А что делали с такими праздничными куклами? - спросила Веселина, уже слегка утомленная затянувшейся беседой.


    Нарядных кукол дарили на праздниках, на свадьбах, на сватовстве и других радостных событиях. При этом одаривали не только виновников торжества, но и их родственников и близких людей. Куклы обереги делали по необходимости — в дорогу, от болезни, от сглаза или лиха, для сохранения достатка и так далее. Практически каждая тряпичная кукла имеет некоторые особенности при изготовлении, которые мы подробно рассматриваем в статьях, посвященных их созданию

    Так, ну что, вроде все выяснили про тряпичные куклы, а у меня еще дела в городе есть, надо кое-что закончить сегодня, - подвела черту нашей беседе Веселина, - пойду я, пока.

    Ладно, иди уже, деловая колбаса, - улыбаясь сказал я ей вслед.

    Действительно, статья вышла немаленькая, поэтому надо завершать. О многом еще не сказано и в следующих публикациях мы обязательно будем возвращаться к теме тряпичных кукол.

    Что же, на этом буду прощаться. Напишите в комментариях свои впечатления по теме статьи.Может быть, что-то нужно добавить или, наоборот - убрать. Если вас заинтересовала статья - ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах в социальных сетях. Спасибо вам за внимание, всем удачи, пока.

    Все иллюстрации к статье выполнены Анжелиной Дегтяревой. Если у вас возникли вопросы к автору или предложения — отправляйте их в письме со страницы «Контакты».

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГБОУ Школа № 1412 СП 8

    ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

    Н

    А РУСИ

    ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

    Рукотворная тряпичная кукла служила для наших предков не просто куклой для игры, а своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

    Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута , специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья . И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.


    Кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

    В народе куклам не давали имени собственного. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли.

    Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Они считали, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

    Тряпичная кукла обладала не только огромным смысловым, но и видовым разнообразием. Народная память сохранила множество традиционных образов кукол.

    По назначению их делят на три группы : обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. Некоторые мастера подразделяют еще и по образу : на куклу-крестьянку и куклу-барыню.

    Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой , бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Такие куклы делались в течение всей жизни, начиная с детства, и лишь вторично они могли выполнять функцию игрушки. Эти создания были маленькими божками в доме, с ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, призывали на помощь.

    В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов.

    Квадратные лоскуточки, из которых делались обрядовые куклы, нельзя было резать и шить иглой. Их можно было только рвать, и то по долевой нитке. Далее, говоря на языке мастериц, куколка «вертелась», или «крутилась». Переодевание куклы не предусматривалось, она создавалась как цельный образ, уникальный в своей единственности и художественности.

    Ее декоративное исполнение также играло далеко не последнюю роль.

    Например, куклы в праздничных костюмах, где каждая деталь и цвет имели также свою символику, дарили своим самым близким и родным людям на именины, крестины и другие важные события как знак скрепления родовых уз. Таких кукол в семьях, принадлежавших различным сословиям, собиралось огромное количество.



    Видов тотемных кукол великое множество. Так, двойная кукла «День и ночь», оберегала порядок в доме. Днем ее поворачивали на светлую сторону, а вечером – на темную.

    К
    укла «Колокольчик» оберегала дом от дурных вестей, помогала поддерживать в нем хорошее настроение.


    А вот куклы «Лихоманки» служили оберегами от болезней. Их должно было быть 13 – по магическому числу. И вешались они за печкой.

    Они делались особым способом и со специальными наговорами. На Масленицу их сжигали для того, чтобы вместе с ними из дома ушли все беды.



    С помощью кукол «Куваток» (куватка – младенец, новорожденное дитя) муж во время родов жены разными способами выманивал злых духов, позднее эта кукла стала оберегом и первой куклой новорожденного, которую клали в колыбель, а потом она "охраняла" сон ребенка. Мамы при этом приговаривали "Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой"

    Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений.


    Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

    К обрядовым куклам относится и "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы.


    Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

    Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи.

    Одной из древнейших обереговых кукол на Руси была вепсская кукла, которая сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Она представляла собой образ замужней женщины и символизировала благополучие и достаток, а также женское здоровье. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась.

    Вепсы – один из народов, принадлежавших к финско-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившие свои традиции и обряды.

    Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками.



    Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей. При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное".

    К обрядовым относится и летняя кукла одного дня «Купавка». Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам «Купавки» привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

    Кукла также была одним из главных действующих лиц поэтичного древнего обряда «похороны кукушки ». Он проводился перед Троицей и служил посвящением девочек-подростков в девушки. Девочки уходили в лес и водили там хороводы, пели песни, обменивались венками и специально сделанными куклами из сухой травы «кукушкины слезки». Здесь же происходила церемония похорон кукол. Смысл обряда заключался в избавлении девочек от качеств, присущих кукушке, в прощании с детством и вступлении в мир взрослый жизни.

    Куклы также занимали одно из центральных мест в русском свадебном обряде, сопутствуя каждому акту церемонии. Так, свадебная пара «Неразлучники», изготавливалась из одного лоскута, чаще всего красного цвета, как символа жизни. Эта парная кукла связывалась одной неразрывной нитью и имела единую руку, символизировавшую нерасторжимость брачных уз, готовность мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горе.

    Дети имели свои более незатейливые игровые куклы . Они были очень условны и просты в изготовлении. Одной из распространенных детских игровых тряпичных кукол была кукла «Малышок-голышок» . Отличительной особенностью техники ее изготовления, было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Также нитками обозначали голову. Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала, по верованиям древних, материнское начало в ребенке и чувство семьи. К примеру, до недавнего времени в сельских местностях ставили чучела на огородах. Современные селяне, наверное, уже и не знают, что на самом деле чучело – это отголосок древних кукол хранителей урожая.

    Шились куклы детям редко, чаще они сворачивались взрослыми, как, например, простая кукла «Барыня», на скорую руку. Она состояла из туловища, покрытого белой тканью и перевязанного в трех местах. Затем голова накрывалась длинным лоскутом, перехватывалась вокруг, остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетались косички – руки. На такую «болванку» надевали юбку, передник, сверху повязывали косынку, и кукла была готова. Смастерить (сшить или свернуть) куклу дети могли сами уже с трех- четырех лет. Первые детские куколки представляли собой небольшие стилизованные примитивные человекообразные фигурки. Безусловно, отличаясь от кукол, сделанных взрослыми, они в то же время были актом детского творчества. Играли в куклы и мальчики и девочки до семи–восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили единообразную одежду (длиннополые рубахи). Девочки до 12 лет играли и шили уже более затейливые куклы «на выхвалку», сравнивая потом, у кого куклы получились лучше. Играли в куклы и девушки, и молодые замужние женщины. Их приносили на посиделки, брали с собой в гости, на работу. Среди всех видов женского рукоделия кукла занимала особое место. По кукле судили о вкусе и мастерстве ее владелицы.

    К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

    Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

    Светлана Битель
    «Народные тряпичные куклы»

    Презентация

    "Народные тряпичные куклы"

    Для детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи презентации:

    Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;

    Дать представление о разнообразии видов тряпичных кукол;

    Научить делать куклу Утешницу.

    «Когда делаешь кукол, - рассказывают мастера, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

    Из презентации дети узнают историю возникновения кукол, из какого материала делались куклы, в каком возрасте дети начинали "вертеть" кукол, как относились к куклам, на какие виды можно разделить кукол по их предназначению.

    Текст презентации.

    Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

    Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

    Исследователи считают, что наиболее ранними куклами считаются зольная кукла и кукла“полено"

    Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

    В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

    Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика . Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

    От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

    Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

    Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней. Учитесь и вы создавать народные куклы. Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.

    Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы,

    куклы-обереги (обереговые) и игровые куклы.

    Игровые куклы

    делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

    (куклы раннего детства, куклы начальной школы)

    Девка-баба (перевертыш,

    Столбушки,

    Кукла счастья,

    Зайчик на пальчик и др.

    Обереговые куклы

    призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

    (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

    Пеленашка,

    День-ночь (оберег жилища,

    Куватка,

    Зерновушка (багач)

    Лихоманки – трясовицы и др.

    Обрядовые куклы

    У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

    (обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

    Зольная,

    Веснянка,

    Берестушка,

    Вербница,

    Парочка (неразлучники) и др.

    Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

    Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.

    «Кто в куклы не играет, тот счастия не знает! »-

    гласит русская народная поговорка

    «Теперь я- ученица, мне уже не до кукол, ведь надо учиться»,- так с грустью думала я, глядя на моих подружек и хранительниц тайн. Но мама меня утешила. Да, я буду учиться, но и кукол не буду забывать. Они останутся рядом и помогут мне познавать и учиться в школе.
    Оказывается, в куклы играют не только дети, но и взрослые. Они их коллекционируют, изготавливают для детей и внуков, работают с ними, если по профессии будешь медсестра, портниха, модельер… А ещё играют ими! Тем более если ты - кукловод и приносишь радость общения с миром театра.
    Куклы всегда сопровождают человека, начиная с момента его рождения, и не важно, кто появляется на свет-мальчик или девочка. С куклой узнают о цвете, форме, объёме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь, является для хозяина его вторым я. С помощью куклы ребёнок запоминает название частей тела и лица, предметов одежды. С куклой можно читать вечерние сказки, преодолевать капризы детей, получать знания о профессиях, переодевая игрушку в разную униформу. Заботясь о внешнем облике своей куколки, хозяйка учится шить или вязать, вышивать или плести, украшать комнатку своей любимицы.
    Конечно, я не расстанусь со своими куклами Барби и Винкс. Это мои куклы. А какие куклы были раньше, для чего они были нужны? Можно ли сделать куколку самой? Меня это очень заинтересовало. Поэтому свою работу я решила посвятить чудесному миру кукол. Я выдвигаю гипотезу: куклу можно изготовить своими руками в домашних условиях из подручных материалов.

    Цель работы : рассмотреть историю возникновения кукол на Руси для выявления способов создания кукол из подручных материалов.

    Задачи:
    -познакомиться с историей возникновения кукол на Руси
    -выяснить, какую роль выполняли разные куклы
    -познакомиться с технологией изготовления разных кукол
    -провести анкетирование
    -изготовить несколько кукол своими руками
    -провести мастер-класс по изготовлению куклы
    -обобщить полученные данные, сделать вывод

    Объект исследования: куклы.

    Предмет исследования: процесс изготовления кукол.

    Методы исследования:
    -анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;
    -социологический опрос, анкетирование;
    -практическое изготовление изделий;
    -анализ результатов, обобщение.

    Русские тряпичные куклы
    Из истории кукол на Руси

    Кукла—первая среди игрушек. Она, известная с глубокой древности, остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
    С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
    Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
    Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Отцы и матери, бабушки и дедушки, создавая для своих детей куклы, вкладывали в них свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
    Эти куклы не носили игровой характер, а были оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси. Фигурки, служившие для развлечения детям, делались по тем же технологиям, что и обрядовые куклы. Нередко малышам для игры отдавались выполнившие свою миссию и «потерявшие силу» обереговые фигурки.
    Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
    Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме особенную атмосферу. Считалось, что ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
    Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свёкор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

    Виды тряпичных народных кукол и их изготовление
    Крестьянские тряпичные куклы делались для разных целей: для игры, как куклы-обереги и для обрядов.

    Обрядовые русские куклы
    Вплоть до начала ХХ века в большинстве крестьянских семей культовые куклы находились в центре целого ряда календарных обрядов. Они исполняли роль посредников между человеком и миром природы, богов, а также предков. Обрядовым куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Например, некоторые из них защищали людей от болезней, злых сил, неурожая и прочих несчастий. Такие куклы передавались в рамках семьи из поколения в поколение. При их изготовлении не допускалось использование режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

    Вепская кукла (капустка) -это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берёт эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И поэтому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в неё клали эту куклу. После рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутили куклу не выпуская из рук, до последнего узелка.

    Обрядовую многорукую куклу Десятиручку делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении использовались нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитьё, вышивка, вязание. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина всё успевала.

    Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Это одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани - разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

    А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку или крупеничку. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с разными зёрнами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у неё были детки. Зимой зерновушку давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

    Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест - накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

    С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во всё новое и нарядное. От её имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С её приходом в доме поселится счастье, мир и согласие. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

    Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

    Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек - магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы - веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

    Раньше куклы-мартинички являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребёнком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

    Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону. Спиридона делают из лыка или соломы как куклу-мужчину. Обязательный атрибут - колесо. Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних святок.
    Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания её, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

    Кукла Московка имеет другое название -"Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви.

    Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла - это как бы дух предков, обращённый к потомкам. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем делали юбку, собирая её на завязке под прикрепленными грудями. При кукле находился маленький куклёнок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник.
    Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась кукла Неразлучники. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

    Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почётное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами. Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке - куклу Жениха.

    Некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата - погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по - своему. Ведь еда - это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

    Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

    Обереговые русские куклы
    Обереговая кукла - древний, загадочный и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Возраст самой древней куклы, найденной учёными на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.
    Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека - с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком.
    Изготовление фигурок, призванных оградить людей от злых сил, уходит корнями во времена язычества и не одобрялось Православием. Между тем данный тип кукол являлся массовым. Большинство из них целиком изготовлялось из материи:ткань при изготовлении таких кукол не протыкали иголкой, не резали, а рвали.

    Самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

    Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

    В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

    Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

    Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого.

    Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

    Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

    Кукла Бессонница оставалась в доме навсегда. Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».

    Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом прятали свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

    На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу Параскевы Пятницы, на "руку" которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благословляла женский труд, а также все остальные ремесла.

    На первый взгляд Крестец совершенно не похож на куклу, но каких-то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас "Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной неделе высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в проруби в Крещение (19 января). Вода в этот день становилась святой. Люди верили, что при купании в освящённом источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была "заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того, что бы привлечь внимание злых сил, крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

    Толстушка-Костромушка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребёнок, кукле говорили: "Детки появились - пошла играть". Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

    Игровые русские куклы
    Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свёрнутые. Нередко малышам для игры отдавались выполнившие свою миссию и «потерявшие силу» обереговые фигурки.
    Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

    Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становиться скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

    К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

    Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

    Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок - голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

    Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет, и была экзаменом по шитью и рукоделию.Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - простоволосая. Вторая - кукла с косой. Третья - молодуха. Четвёртая - кукла нарядная, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

    Существовали и традиционные игровые куклы, выполнявшие (помимо игровой) еще и воспитательную функцию. Например, для девочек изготавливали кукол-закруток, имитирующих маленьких детей. Многие игровые куклы воспитывали позитивные моральные качества, например, делавшаяся нарочито небрежно кукла Убоженка. Игра с нею учила детей состраданию.

    Значение процесса изготовления куклы
    Кукол наряжали в платья. Оказывается, шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому, на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки - символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли; ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Таким образом, дети с малолетства постигали значение и цвета, и узора.
    В процессе работы над созданием куклы, у девочек развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы.
    Изготовление народной тряпичной куклы - очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

    Поделиться: