Почему дети привязаны к матери. Сильная привязанность к матери у ребенка

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт ребенка и взрослого. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее значение, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство от ухода матери отражает возникновение общности с ней, когда ребенок уже осознанно воспринимает себя и мать как единое целое. В этом – начато развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка является он и мать. Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научится определять себя в первом лице.

Поэтому когда происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. А уже в 1 год и 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев выявляется повышенная застенчивость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми людьми присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие травмирующего жизненного опыта у ребенка, наличие страхов и тревожность окружающих его близких людей) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают некоторое беспокойство при помещении их в ясли. Но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев: в этот период ребенок очень эмоционально воспринимает отделение от матери, и при этом настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц.

Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состояниями вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают отставать в речевом и умственном развитии.

Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до двух, а то и до трех лет ребенок более предпочитает общение с хорошо знакомыми взрослыми, чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Разлука с мамой означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими заболеваниями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ.

При наличии выраженной, а тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери, по возможности, еще побыть с ребенком дома до 2,5-3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне нежелательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта привязанности в 2,5 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Явление привязанности ребенка к матери стало предметом психологического исследования в 40-е гг. XX в. и оформилось в теорию в 50-60-е гг. XX в. как своеобразная оппозиция ортодоксальному психоанализу Фрейда. Важным внешним толчком к развитию теории послужили события Второй мировой войны и большое число детей, разлученных с родителями и потерявших их. Неблагоприятный, а иногда и патологический психический статус этих детей побудил Всемирную организацию здравоохранения заняться вопросом их психического здоровья. Исследование проблемы и доклад на эту тему были поручены английскому психоаналитику Джону Боулби (рис. 3.2). В 1951 г. текст доклада был переведен на 14 языков и стал отправной точкой переосмысления сути «психологической работы», которую совершает мать, воспитывающая маленького ребенка.

Рис. 3.2.

В завершенной версии теории привязанности 1 Боулби - этолог, эволюционист и психоаналитик - дал следующее определение привязанности: «Поведение привязанности - одна из систем инстинктивного поведения ребенка, функциональной целью которой является поиск и достижение близости с тем, кто обеспечивает его безопасность».

Боулби настаивает на том, что мать - это в первую очередь опора чувства безопасности, а не источник удовлетворения пищевой потребности (Боулби иронично называет взгляд ортодоксального анализа на значение матери для ребенка «теорией буфета» ), так как накормленный и ухоженный ребенок в отсутствие матери все равно переживает сильнейший стресс, приводящий к сильной дезадаптации. Лангмейер и Матейчик 1 доказали, что дети, подвергавшиеся бомбежкам во время Второй мировой войны, но оставшиеся вместе со своими родителями, оказались менее невроти- зированными, чем те, кто во время войны был эвакуирован в безопасное место, но разлучен с родителями.

Стадии развития привязанности . Несмотря на то что поведение привязанности демонстрируют многие виды животных, и оно считается инстинктивным, у него нет формы «готового» к моменту рождения поведения. Поведение привязанности реализуется нейронными структурами «ждущими опыта» и зависит от конкретного опыта (конкретных стимулов), с которым сталкивается младенец. Это соображение является для Боулби критически важным, так как он полагал, что поведение младенца не может быть независимым от реальных опытов, с которыми тот сталкивается.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу начинается с момента рождения и длится до двух - трех месяцев. Формы ориентировки направлены на любого человека и проявляются в реакциях слежения глазами, хватания, цепляния, улыбке и леиеге.

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов длится от трех до шести месяцев. На этой стадии ребенок начинает выделять из окружающих мать или того, кто заботится о нем, и именно на этого человека направлено больше всего поведенческих реакций, на базе которых сформируется будущее поведения привязанности.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов начинается в возрасте 6-7 месяцев и длится на протяжении всего второго и третьего года жизни. У детей, не имевших тесного контакта с главным лицом, начало этой стадии может сдвигаться на более поздние сроки и начинаться после первого года жизни. Первые признаки формирования поведения привязанности - поддержание контакта глаз , улыбка , протягивание ручек и крики , выражающие радость при появлении матери, тревога и плач как реакция на ее уход - формируются в период 4-6 месяцев. К 6-9 месяцам 3/4 детей, за которыми велось наблюдение, демонстрировали отчетливое поведение привязанности . Через месяц после того, как ребенок начинал демонстрировать признаки поведения привязанности к матери, он начинал проявлять признаки привязанности еще к одному или нескольким людям. Чаще всего к отцу, сиблингу или другому заботящемуся взрослому, при этом сила привязанности к матери не ослабевала. К концу первого года жизни и на протяжении всего второго года дети проявляют более сильную привязанность: они цепляются за мать, ползут (следуют) за нею и громко протестуют (кричат и плачут) при угрозе расставания, приветствуют ее и ползут навстречу при воссоединении. Цепляние становится характерным в случаях, когда ребенок встревожен или плохо себя чувствует.

Сила привязанности, однако, является не только следствием материнского поведения, но определяется степенью активности самого ребенка, который инициирует взаимодействие, его требовательное и настойчивое поведение сильно влияет на ту форму контакта, которую проявляет мать. Мать становится в этом возрасте базой , служащей опорой ребенку в его исследовании окружающего мира. Ребенок в этом возрасте совершает «маленькие путешествия», то удаляясь от матери, то возвращаясь к ней, чтобы убедиться, что она на месте. В течение второго, но в основном третьего года жизни поведение привязанности проявляется с не меньшей силой и не реже, чем раньше. В связи с гем что ребенок все лучше ориентируется в окружающей ситуации, он начинает лучше распознавать предвестники грозящего расставания с матерью, например ситуации, когда мать начинает собираться уходить, и реагирует протестом на более широкий круг ситуаций, когда он может оказаться без нее.

Стадия 4. Формирование партнерства на основе осознания целей другого. Наиболее важным приобретением в психическом развитии ребенка становится усложнение его когнитивной карты пространства, в котором мать получает статус независимого объекта, передвижения которого «в пространстве и времени» можно более или менее точно предвидеть, происходит понимание того, что ее «передвижения в пространстве» не зависят от него, но их можно прогнозировать.

После трех лет наступает резкая перемена в поведении ребенка, когда он научается переносить временное отсутствие матери, не утрачивая при этом чувства равновесия и покоя. Боулби называет этот момент перехода «порогом созревания» 1 . Большинство детей становятся способными в этом возрасте чувствовать себя в безопасности, при соблюдении трех условий. Во-первых, с ними должен оставаться замещающий мать человек, во-вторых, мать и этот человек должны быть знакомы и ребенок должен это знать (например, он видел их раньше вместе, видел, как они разговаривали), и, в-третьих, ребенок должен знать, где находится его мать, и должен быть уверен, что контакт с нею может быть возобновлен по его первому требованию.

Вопросы для размышления

  • Как вы понимаете высказывание Боулби: «Всегда имелись люди, которые знали, что ребенок был отцом взрослому человеку, началом взрослого человека»?
  • Существует ли зависимость между принятыми в культуре традициями ухода за маленьким ребенком и «модальным» типом личности?
  • Чем, по вашему мнению, объясняются следующие стереотипы ухода за маленьким ребенком: «ребенка надо кормить по часам, нельзя сбивать режим»; «нельзя все время брать ребенка на руки - у него искривится спинка»; «ребенку полезно кричать, зто развивает его легкие»?
  • К каким последствиям для личности могут привести описанные практики?
  • Изменились ли современные традиции ухода за младенцами? Каким образом?

Развитие привязанности в последующие возрастные периоды.

На протяжении следующих четвертого и пятого годов жизни поведение привязанности проявляется в моменты опасности, детских ссор и при плохом самочувствии ребенка. В подростковом возрасте поведение привязанности ослабевает, но не исчезает совсем. Новые отношения формируются с более широким кругом людей, появляются первые признаки романтической привязанности к сверстнице или сверстнику. В этот период в сферу привязанности попадают представители социальных групп (профессиональных, политических, религиозных).

Поведение привязанности продолжает обнаруживаться во всех возрастных группах. Однако у представителей старшего поколения, для которых уже нет возможности обращаться к еще более старшим как к опоре привязанности, обнаруживается привязанность к более молодым но сравнению с ними людям, у которых они ищут защиту и безопасность. Боулби полагает, что ни одна из форм человеческого поведения не сопровождается такими сильными чувствами, как привязанность. Людей, на которых направлена привязанность, любят, их появлению рады, угроза потери объекта привязанности вызывает тревогу, его утрата вызывает переживания гнева и острого горя. Боулби, в частности, считает, что патриотизм и любовь к «монарху» являются производным от детской привязанности человека. Подтверждением этого можно считать выступления президента перед своим народом в моменты особой опасности или внутреннего напряжения в стране. Ежегодные послания президента также можно считать ответными реакциями на проявления потребности взрослого населения в привязанности. «Назвать поведение привязанности во взрослой жизни регрессивным, - пишет Дж. Боулби, - на самом деле значит не увидеть ту исключительно важную роль, которую оно играет в жизни человека от его рождения до смерти» 1 .

Привязанность к неодушевленным предметам - особая форма поведения привязанности, на которую впервые пристальное внимание обратил британский психоаналитик Дональд Винникотт, а позднее и Дж. Боулби. Это особые «предметы собственности», чаще всего мягкие игрушки, которые ребенок может обнимать и прижимать к себе в моменты опасности, предметы, которые помогают детям успокоиться, заснуть или перенести расставание с матерью. Утеря такого предмета порождает негативную бурную эмоциональную реакцию и может сопровождаться симптоматикой острого горя.

Случай из практики

«Мать Роя рассказала мне, что если Рой упадет, то он нс ждет, чтобы его успокоили, а всегда просит дать ему “Сэю” - так он называет свою тряпочку. Другие две матери рассказали мне, что, когда их сыновья приходили в себя после операции, первое, что они просили, были предметы. Одним из этих мальчиков был Марк, которому в б лет удалили миндалины. Приходя в себя после анестезии, он попросил свою деревянную “Белку”, а получив ее, спокойно уснул» .

Привязанность к неодушевленным предметам формируется начиная с девятимесячного возраста, но чаще всего между первым и вторым годами жизни. Винникотт называет эти предметы «переходными предметами» и считает, что привязанность к ним отражает стадию перехода от «объектных отношений» с конкретным человеком к его символическим заменителям, т.е. стадию в когнитивном развитии ребенка. Боулби полагает, что нет никаких причин думать, что такая привязанность свидетельствует о нарушении реальных отношений привязанности ребенка и его матери. Он согласен с тем, что таким предметам переадресованы некоторые компоненты привязанности, но им все-таки не принадлежит существенная роль в когнитивном или эмоциональном развитии ребенка. Эмпирический анализ взаимоотношений ребенка с неодушевленными предметами позволяет Боулби говорить, что в случае, когда ребенок на протяжении долгого времени взаимодействует исключительно с игрушкой или предметом, ее заменяющим, игнорируя взрослого, можно предположить, что поведение привязанности с реальными объектами нарушено.

Затрагивая тему привязанности к неодушевленным предметам, нельзя не вспомнить, что игрушка на протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации сопровождала детство человека (начиная с палеолита) и выполняла, очевидно, многие функции в становлении его психики и адаптивного поведения. Нельзя не вспомнить в этой связи вальдорфскую куклу, изготовление которой является важной частью вальдорфской педагогики, эпохальную повесть Алана Милна «Вини-Пух», где игрушка играет значительно большую роль, чем прямые взаимодействия ребенка с родителем, и многие другие культурно антропологические материалы, подтверждающие значимость неодушевленных предметов в психическом развитии ребенка.

Понятие «внутреннейрабочей модели» - наиболее значимое понятие теории Боулби, так как именно в нем концентрируется основной смысл теории привязанности, а кроме того, это безупречно психологическое понятие, поскольку оно говорит о новообразовании в психике человека. «Внутренняя рабочая модель» - это когнитивная репрезентация опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это ментальная, психическая конструкция, которая формируется в опыте и влияет на поведение в среде. Боулби использует понятие «рабочей модели», которое семантически ближе к словарю терминов теории управления, при этом он намеренно избегает необоснованных психологических интерпретаций, но указывает на сходство этого понятия с термином Э. Эриксона «базовое доверие», так как базовое доверие можно понять как один из видов «внутренней рабочей модели». По сути, за каждым типом привязанности стоит своя «внутренняя рабочая модель», которая и определяет конфигурацию поведения на ее основе. «Рабочая модель» не осознается индивидом, но сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир

Фото Legion-Media.ru

У некоторых детей период гипер-привязанности проходит довольно быстро и практически безболезненно. Но вот некоторые малыши, обычно в возрасте от 10 месяцев и до 2-3 лет, . Походы в душ, в соседнюю комнату, или выход в магазин всегда сопровождаются оглушительным плачем. Ребенок горюет, никого к себе не подпускает и потом долго не отходит от мамы после ее возвращения. Все чаще малыш требует маминого внимания и пристально следит за всеми ее передвижениями по дому.

Причины детской привязанности

Я не говорю о тех ситуациях, когда малыша оставили с незнакомым человеком, например, с новой няней, или о тех случаях, когда ребенок был сильно напуган. Здесь мы рассмотрим ситуации, в которых ребенок категорически предпочитает маму даже очень близким и хорошо знакомым родственникам, с которыми еще недавно у него были прекрасные отношения.

Двухмесячного ребенка намного проще оставить с бабушкой даже на ночь, чем, допустим, годовалого. Малышу просто нужен уход и ему пока все равно, кто этот уход осуществляет. А годовасику нужна конкретно мама, и бабушка его может не устроить: будет ныть и звать маму.

Причина такого поведения кроется в самом ребенке, ведь он фактически только начал осознавать себя как отдельную от мамы личность. А раз мама и он – это два разных человека, то это значит, что мама может уйти насовсем. Вот малыш и боится ее потерять, ведь для него пока не существует понятий времени и пространства. Поэтому даже ее кратковременный уход ребенок воспринимает как трагедию вселенского масштаба: он не понимает, что мама уходит от него не навсегда, а только на определенное время.

Кроме этого, есть еще несколько причин, которые могут спровоцировать такое поведение малыша.

Во-первых, такую болезненную привязанность ребенка к маме может спровоцировать чрезмерная мамина опека. В этом случае ребенок чувствует, что его со всех сторон окружает опасность, и единственный человек, который может его защитить – это мама.

Во-вторых, такое поведение ребенок может демонстрировать, если в семье произошла какая-либо трагедия – или смерть кого-то из близких. Если из поля зрения ребенка вдруг исчезает один из значимых для него взрослых, то у него может развиться сильный страх, что таким же загадочным образом пропадет и мама.

В-третьих, чрезмерная привязанность ребенка к маме может возникнуть из-за равнодушного или жестокого отношения к ребенку других взрослых. Если, к примеру, папа ребенка то и дело показывает малышу «кто в доме хозяин», то таким поведением он провоцирует ребенка на излишнюю привязанность к маме.

Что делать с детской привязанностью

В зависимости от ситуации есть несколько способов решить эту проблему. Если вы чувствуете, что перегибаете палку с опекой, пусть он по мере возможности познает мир на своем личном опыте. Хвалите его за любое проявление самостоятельности. Надел сам штанишки, шапку, носки – какой ты молодец! Сам съел кашу или суп – замечательно! Убрал самостоятельно игрушки – вот какой растет у мамы помощник!

Если в вашей семье недавно произошла потеря кого-то из близких, то необходимо как можно чаще убеждать ребенка в том, что мама никуда не денется и всегда будет рядом. Постепенно ребенок привыкнет к тому, что мама, уходя, обязательно возвращается. В этом случае категорически не стоит уходить из дома обманом: если мама уходит, не попрощавшись, тайком от ребенка, он еще сильнее пугается, когда обнаруживает, что мама неожиданно для него исчезла.

Папу, или других родственников, которые жестко или равнодушно относятся к детям, нужно убедить в том, что ребенок, все-таки, пока в силу своего возраста еще не в состоянии понять и принять необходимые правила поведения. Поэтому, если ребенок в чем-то и провинился, совсем не обязательно его наказывать, ведь можно просто объяснить его проступок словами.

Я думала, что моя дочь устроит истерику и не захочет идти в сад. Она у меня в 2 года панически боялась чужих людей - до истерик, от одного только взгляда незнакомого человека. Но очень спокойно пошла в садик, через 3 дня осталась на дневной сон, а через неделю и на полный день. Первые месяцы она держалась обособленно, но потом научилась дружить и играть с детьми, перестала так шарахаться от взрослых.

Старайтесь чаще выводить малыша «в свет». Попробуйте найти ему друзей, с которыми ему будет интересно, ходите в гости и приглашайте гостей к себе домой. Пусть ребенок знает, что окружающий мир – это не только мама, папа, бабушки, но и . Запишите ребенка в развивающий центр, таким способом вы достигнете сразу двух целей: вы будете весело и с пользой для развития проводить время вместе с ребенком, а заодно и найдете новых друзей.

Почаще гуляйте вместе с малышом в новых, интересных местах – в соседних дворах, в парке или лесочке. Пусть малыш видит, насколько огромен, интересен и разнообразен окружающий мир.

Если малыш болезненно относится к уходу мамы, то вам необходимо проявить терпение и мудрость. Самое главное – не нужно малыша ругать за его истерики и крики. Пожалейте его – ведь он просто очень боится, что мама уйдет и не вернется.

Лично я приучала своих детей к моему отсутствию постепенно. Например, между делом говорила, что мне надо ненадолго уйти, и выходила из квартиры буквально на пару-тройку минут. Как только дети начинали проявлять беспокойство – тут же заходила назад. Мы обнимались с ними, как будто после долгой разлуки, я хвалила их за стойкость и мужество, рассказывала, как скучала без них, и после этого мы продолжали заниматься своими делами. Через какое-то время я уже могла спокойно , зная, что они не станут рыдать по поводу моего отсутствия. Ну и, конечно, приходя домой, я всегда приносила своим малышам какую-нибудь игрушку или угощение.

Будьте терпеливыми, и ребенок рано или поздно поймет, что не стоит бояться ухода мамы, потому что она всегда возвращается к своему малышу.

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ И ОБРАЗ СЕБЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Н.Н. АВДЕЕВА

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 96 - 03 - 04496.

Изучение привязанности ребенка к матери одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать - дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение . В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кемлибо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или комунибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это - гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 мес. привязанности младенцев носят диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к определенным

людям, обычно первым объектом привязанности является мать .

Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка , . Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации , . Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку , , .

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания , . В работе С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие системы аффективноличностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативноличностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста . Другим важнейшим продуктом общения, также зависящим от характера, содержания общения является образ себя ребенка , .

Целью настоящего исследования было установление связи между привязанностью ребенка к матери и его образом себя. В качестве объекта исследования выступала пара мать - ребенок. В задачи исследования входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к матери, образа себя матери, ее представления о ребенке, а также оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.

Таким образом, в паре мать - ребенок изучались психологические характеристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных (помимо содержания взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие образа себя ребенка и его привязанности к матери.

В исследовании использовались четыре группы методик, направленных на изучение: 1) образа себя ребенка, 2) типа аффективной привязанности ребенка к матери, 3) образа себя матери, 4) представления матери о своем ребенке. Образ себя ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй - перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким рисунком, в третьей - блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой - позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность одного опыта составляла 3 мин.

Для оценки привязанности ребенка к матери была использована модифицированная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочноисследовательские, игровые, инициативные).

В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей - управляемая машина необычной

формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда мать оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используется степень огорчения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее возвращения.

Таблица 1

Эпизоды непривычной ситуации

Начало эпизода

Присутствующие во время эпизода

К матери и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый

Мать, ребенок и незнакомый взрослый

Мать уходит из комнаты

Ребенок и незнакомый взрослый

Мать возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит

Ребенок и мать

Мать уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка

Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать

Ребенок, мать и привлекательная игрушка

Мать уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка

Незнакомый взрослый уходит, приходит мать

Ребенок, мать и пугающая игрушка

Образ себя выявлялся у матери с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, материнской компетентности, удовлетворенности внешним обликом, степени идентификации с ребенком и близкими родственниками, переживанием сходства или отличия от других людей.

Представление матери о своем ребенке оценивалось по данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление представлений матери о способностях, возможностях своего ребенка, чертах личности, характере, достоинствах и недостатках. Кроме того, были получены данные об ее ориентации преимущественно на уход за ребенком или создание условий для развития его навыков, умений, личности, а также выявлены ценностные ориентации воспитания, проблемы и трудности во взаимоотношениях с ребенком, оценка матерью степени своей привязанности к ребенку и того, в какой степени сам ребенок привязан к ней и другим близким людям.

При экспериментальном изучении образа себя у ребенка в опытах с зеркальным отражением регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность), эмоциональные проявления (количество, адресованность,

длительность и интенсивность), вокализации (аналогичные показатели), а также поведение перед зеркалом (направленное на себя или на зеркало). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность, сложением произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам. Аналогично оценивались поведенческие проявления детей в опытах, направленных на изучение привязанности ребенка к матери.

Обработка данных стандартизированного интервью и анкетирования матерей производилась посредством начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки показателей образа себя матери и показателей представления матери о своем ребенке. Это позволило использовать метод корреляционного анализа для установления парных корреляций между уровнем развития образа себя ребенка и уровнем развития образа себя матери, ее представлением о ребенке, оценкой своей привязанности к ребенку и оценкой его привязанности к себе.

В опытах принимали участие восемь пар (мать - ребенок) из полных семей, возраст детей составлял от 14 до 18 мес.

Суммарные количественные показатели образа себя ребенка, образа себя матери, представления матери о ребенке представлены в табл. 2.

Таблица 2

Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у матери, представления матери о ребенке для каждой из восьми пар мать - ребенок

Образ себя у ребенка

Образ себя у матери

Представления матери о ребенке

При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 121 - 125 баллов в верхнем пределе до 34- в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке. Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают минимальную выраженность показателей.

Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуациях свидетельствует о противоположных типах поведения для детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими, минимальными показателями.

Дети с развитым образом себя удовольствием подолгу рассматривают себя в зеркале, часто улыбаются

своему отражению, играют с ним, надевая и снимая платочек и бусы, красуются перед зеркалом.

Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение матери и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению матери. Дети этой группы быстро снимают с головы платочек, бросают его на пол или отдают матери, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше к нему не возвращаются.

Качественный анализ образа себя у матери также выявляет два полюса, на одном из которых матери с невысокой общей самооценкой, осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, способными, хорошими матерями и хозяйками с оптимизмом смотрящими в будущее. Жизнь приносит им больше огорчений, чем радостей, и они готовы к худшему, полагаясь на случай и удачу. Матери с высокими показателями образа себя в целом имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своей родительской компетентностью. Они больше уверены в себе, с оптимизмом смотрят в будущее, стремятся планировать свою жизнь контролировать события, происходящие в ней.

Качественная картина представления матерей о своих детях также содержит два разных типа для высоких и низких количественных показателей. Высоким показателям соответствует ориентация на личностные качества ребенка, его достижения, особенно в социальноэмоциональной сфере, положительная оценка новых умений, способностей малыша. Матери этой группы говорят о том, что с ребенком становится все интереснее по мере того, как он растет и развивается. Они также задают много вопросов о том, как создать наилучшие условия для развития ребенка.

Наоборот, низким показателям материнского представления о ребенке соответствуют ориентация преимущественно на уход за ребенком, на первом месте в качестве позитивных изменений в развитии отмечают навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам надеть трусики и т.д.), а не личностные качества (любознательный, интересуется книжками, хорошо играет и сочувствует мне, если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка, матери этой группы акцентируют внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с ребенком ("лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а сейчас везде лезет, мешает делать дела "), отмечают больше негативные, чем позитивные изменения в его личности, характере ("стал упрямый, настаивает на своем, кричит, требует ").

Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя матери, так и от ее представления о ребенке. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка с образом себя у матери и представлением матери о ребенке для восьми пар мать - ребенок

Сравниваемые

результаты

Образ себя у матери

Образ себя у ребенка

Анализ табл. 3 показывает, что образ себя у ребенка зависит в наибольшей степени от представления матери о нем, а также и от образа себя у матери: чем выше образ себя у матери и ее представления о своем ребенке, тем выше показатели образа себя у ребенка.

Количественные показатели типа аффективной привязанности ребенка к матери представлены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7

Эпизод № 2

Эпизод № 3

Эпизод № 6

Эпизод № 7

Действия

Действия

Действия

Действия

Примечание. Знаком " " отмечены отрицательные эмоциональные проявления.

Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда мать уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3).

Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных эмоциональных проявлений детей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается. Качественных анализ поведения детей показывает, что в присутствии матери pe6eнок начинает искать незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.

Таким образом, дети первой группы в присутствии незнакомого взрослого ведут себя более активно и радостно, чем в присутствии матери. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери выше, хотя и среди них можно выделить разные группы. Так, дети из шестой и седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии незнакомого взрослого, а при возвращении матери - слабо выраженные положительные эмоции и невысокий уровень активности.

Качественный анализ поведения детей свидетельствует о том, что в присутствии незнакомого взрослого их активность полностью затормаживается, они громко плачут, призывая мать, а когда она возвращается, большую часть времени дети сидят, стоят, прижавшись к матери, забираются к ней на колени, пряча лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые матерью игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочноисследовательские, инициативные и игровые действия в присутствии матери не достигают даже среднего уровня (двух баллов).

В третью группу входят дети из второй, пятой и восьмой пар. Они существенно усиливают свою активность при возвращении матери и не проявляют отрицательных эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех детей этой группы в присутствии матери усиливаются положительные эмоциональные проявления и показатели ориентировочноисследовательских инициативных и игровых действий.

Качественный анализ показывает, что эти дети достаточно доброжелательно и активно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют комнату, играют с предметами. Однако активность существенно увеличивается, когда в комнату возвращается мать: ребенок подходит к ней, инициирует ее к общению и игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок из восьмой пары в присутствии незнакомого взрослого проявляет минимальную активность, а при возвращении матери подбегает к ней, прижимается, забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские и игровые действия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе к матери.

Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7 эксперимента. Рассмотрим показатели поведения детей в ситуации, когда мать выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой (эпизод № 6), а затем возвращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7). Из табл. 4 видно, что активность всех детей в эпизоде № 6 в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки существенно ниже (более чем в 2 раза) по сравнению с эпизодом № 7, где ребенок и пугающая игрушка находятся в присутствии матери, возвратившейся в комнату. В эпизоде № 6 в пугающей ситуации только один ребенок из второй пары проявляет положительные эмоции.

Дети из шестой и седьмой пар проявляют отрицательные эмоции (хныканье, громкий плач), а остальные - не выражают ярких эмоций, при общей тенденции проявлять настороженность, легкую степень тревожности. У детей первой, второй и третьей пар отмечается слабая активность, а все остальные дети демонстрируют "замирание ", прекращая всякую деятельность, стоят на месте, не сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем эпизоде № 7, когда комнату покидает незнакомый взрослый и возвращается мать, активность детей возрастает, нарастает количество вокализаций,

более чем в 2 раза - количество инициативных, ориентировочноисследовательских и игровых действий, направленных на пугающую игрушку. Качественная картина поведения детей показывает, что в присутствии матери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и начинают активно исследовать ее, инициируя мать к изучению возможностей игрушки и совместной игре.

Только дети из седьмой и восьмой пар проявляют в присутствии матери отрицательные эмоции, продолжая хныкать, дети слабо инициируют мать к игре, неохотно исследуют пугающую игрушку, предпочитая держаться от нее подальше, забираются на руки к матери, не отпуская ее до конца эпизода.

Оценка привязанностей по методике М. Эйнсворт предполагает выявление трех основных групп детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались, получили название "надежно привязанные ". Детей, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая особого внимания и на ее возвращение, определили как "индифферентных " и "ненадежно привязанных ". И наконец, детей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали, назвали "аффективными " и "ненадежно привязанными ". В соответствии с данной классификацией ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при сравнении эпизодов № 2 и 3, дети из первой группы (первой, третьей и четвертой пар). Отметим, что поведение этих детей не полностью совпадает с моделью М. Эйнсворт, так как дети более активно и более радостно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого по сравнению с матерью. Однако при сопоставлении эпизодов № 6 и 7, когда в ситуации присутствует пугающая игрушка, дети этой группы активнее обследуют ее, играют в присутствии матери, а не постороннего взрослого, хотя у них не наблюдается близкий контакт с матерью в эпизоде № 7, когда она возвращается в комнату. Дети ограничиваются инициативными действиями, приглашая мать к игре, привлекая ее внимание к пугающей игрушке.

К аффективным и ненадежно привязанным, по классификации М.Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и седьмой пар), хотя таких проявлений, как отталкивание матери после ее возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается успокоить после возвращения матери.

К надежно привязанным ближе всего дети из второй и пятой пар, которые устойчиво повышают свою активность и проявляют больше положительных эмоций в присутствии матери в эпизодах, как № 3, так и № 7.

При выявлении образа себя у матери и ее представления о ребенке дополнительно изучалась оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней (по трехбалльной шкале). Эти оценки сопоставлялись с показателями образа себя ребенка (табл. 5, 6) и типом его привязанности к матери.

Таблица 5

Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери, оценки матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней

Образ себя у ребенка

Тип привязанности ребенка к матери

Оценка матерью своей привязанности к ребенку

Оценка матерью привязанности ребенка

Надежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Надежно привязанный

Аффективный, ненадежно привязанный

Таблица 6

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка, оценки матерью своей привязанности к ребенку и ее оценки привязанности ребенка

Сравниваемые результаты

Образ себя у матери

Представление матери о ребенке

Образ себя ребенка

При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя - аффективный ненадежный тип привязанности.

Матери ненадежно привязанных индифферентных детей оценивают преимущественно свою привязанность к ребенку более высоко, чем его привязанность к себе. У ненадежно привязанных, аффективных детей, наоборот, матери оценивают привязанность ребенка к себе как более высокую, в этой группе матерей собственная привязанность к ребенку оценивается как слабая или средняя.

Результаты уровня изучения развития себя ребенка обнаружили корреляционную зависимость от показателей оценки матерью своей привязанности к ребенку и отрицательную связь с оценкой матери привязанности ребенка (табл.6).

Данные табл. 6 указывают на то, что уровень развития образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше привязанность,

тем выше уровень развития образа себя. Одновременно показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень привязанности ребенка к матери.

Таким образом, проведенное исследование показало, что между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к матери существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки). В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: "индифферентные " и "надежно привязанные ". Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку, положительное эмоциональное самоощущение. В их представлении о ребенке доминируют положительные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно оцениваются изменения в поведении по мере развития ребенка. Свою привязанность к ребенку они преимущественно оценивают как более сильную по сравнению с привязанностью ребенка к себе. Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, демонстрируют "цепляющееся поведение " в незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности. Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и находясь рядом с ней. Такое поведение условно соответствует типу "аффективной, ненадежной привязанности ". Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В представлении о ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, как позитивное отношение они чаще отмечают развитие у малыша навыков, а не личностных качеств, отмечают больше негативные изменения в его поведении. С развитием ребенка связывают нарастание трудностей, с которыми не знают, как справляться. Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к ребенку оценивают как слабую или среднюю.

1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5 - 14.

2. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. М., 1975.

3. Мозг и поведение младенца. М., 1993.

4. Развитие личности ребенка. М., 1987.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.

6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331 - 341.

7. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.

8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. 1986. V. 57. P. 331 - 337.

9. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2d ed. St. Lois, 1982.

10. Main M., Cassidy J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1month"s period // Devel. Psychol. 1988. V. 24. p. 415 - 426.

11. Pipp S., Eastrerbrooks M.A., Harmon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to threeyear old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738 - 750.

12. Scheffer H.R. The child"s entry into the social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.

13. Srouff L.A., Egeland В., Kreutzer N. The fate of early experience following developmental changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363 - 1373.

Поступила в редакцию 11.Х 1996 г.

источник неизвестен

Поделиться: