Как шлифовать янтарь. Как правильно почистить янтарные бусы в домашних условиях и не испортить их? Как обработать янтарь

Обработка янтаря обычно включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку . Прежде чем браться за обработку камня, внимательно изучите его. В первую очередь следует выбрать прозрачные камни. Чтобы посмотреть, как материал будет смотреться в готовой работе, спилите с двух сторон камня тонкие ломтики. Отшлифовав их шкуркой, внимательно посмотрите на просвет. Прозрачные камни более гладкие, а мутные - с более волнистой фактурой. Определившись с тем, на что пойдёт янтарь, можно приступать к обработке.


Необработанный янтарь

Янтарь - материал не капризный, его легко можно обработать в домашних условиях без применения профессиональных инструментов. Плотность янтаря настолько мала, что он не тонет в морской воде. Благодаря низкой плотности, янтарь очень прост в обработке.
Первичная обработка

Первый этап обработки - обдирка.


Этот процесс производится посредством крупной шкурки, электроточила или обычного напильника. В результате выветривания на поверхности янтаря образуется корка-патина, её-то и требуется снять перед тем, как продолжить работать с камнем в домашних условиях. Начинайте этот процесс с прозрачной стороны. Янтарную пыль, образующуюся в процессе, не стоит бездумно выбрасывать, когда её наберётся достаточное количество, можно изготовить лак.


Цвет янтаря бывает от зеленого до чёрного

Заготовке необходимо придать форму, которую вы задумали. Этот этап называется формовкой янтаря. С помощью всё тех же инструментов придайте камню необходимую форму или силуэт, если это будущая фигурка.

Художественной обработке янтаря предшествует целый ряд специальных подготовительных операций.

Сначала на обогатительных предприятиях янтарь отмывают и сортируют. Вид у него довольно невзрачный, камень покрыт коричневой окисленной корочкой.

В таком состоянии янтарь попадает в подразделения массового производства, где с него снимают корочку, т. е. обдирают одну из поверхностей, полируют ее и смотрят, что из себя представляет раскрывшийся материал.

В специальном раскроечном отделении ящики с намытым и просушенным янтарем стоят у столов работниц, которые специальным ножом с искривленным лезвием снимают с янтаря окисленную корочку и придают куску янтаря форму одного из будущих изделий.

Затем обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения, в котором обрабатывается не только натуральный, но и плавленный янтарь. Из него получают около 500 видов изделий.

Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. На абразивном станке им придается нужная форма. Эта операция называется обдиркой или грубой шлифовкой.

Тонкую, окончательную шлифовку янтаря производят на шлифовальных кругах с мелкозернистой абразивной бумагой или фетром и войлоком.

Полируют на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.

После полировки янтарь оживает, играют его мельчайшие оттенки, вызывая различные зрительные образы и картины – краски золотой осени, золотистые стволы сосен, бушуещее море с пенистыми полосками прибоя и иные фантастичные картины, созданные природой.

Одно из самых больших подразделений янтарного предприятия занимается изготовлением бус - самым востребованным товаром. В камнерезном отделении производятся разные по форме бусины: круглые, граненые – до 64 граней, удлиненные, декоративные и другие.

Художниками разработано более двухсот моделей янтарных бус, разных по цвету, размерам, порядком расположения бусин, огранкой.

Если нужно получить круглые бусины, то их полируют, через просверленные отверстия нанизывают на нитку – и изделие уже готово.

Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. Грани постепенно наносят на вращающуюся бусину с помощью стальной, заточенной с конца палочки. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания, на ней появляются все новые и новые грани. Граненую бусину полируют быстрыми прикосновениями мягкого войлока вращающегося круга. После этого она становится блестящей и загорается мягким, теплым, солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.

При сборке бус горят лампы искусственного света, а окна зашторены, так как янтарь лучше смотрится при искусственном освещении . Каждая бусинка вспыхивает живым теплым светом. Так рождаются янтарные бусы, полюбившиеся многим людям в разных странах по всему миру.

К каждому куску янтаря настоящий мастер относится трепетно, откывая окно в удивительный мир творений живой природы.

Пластические возможности янтаря очень разнообразны.

Порой достаточно всего лишь немного подчеркнуть резцом мотив – игру красок, линий, уже созданных природой, и кусок янтаря превращается в красивейшее изделие

Художники стараются использовать удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и драгоценными камнями , изготавливая из него броши, перстни, серьги, колье, браслеты, запонки, пояса и другие прекраснейшие изделия.

У одних художников металл выступает как равноценный партнер, у других – янтарь играет ведущую роль, а металл – лишь второстепенную.

Некоторые художники предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро. Для других важнее чеканка, черненение, окаливание, блестящая полировка, гравировка, эмалирование.

Главная особенность художественного направления обработки камня – соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.

Металл и янтарь

Понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу, так довольно долгое время раньше считалось, что янтарь с драгоценными металлами не сочетается . Металл не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, а затмит его своим блеском. В подобных утверждениях была своя доля истины.

Тем не менее художественный поиск соединения драгоценного металла с янтарем привел к большому успеху . Например, если благородному металлу придать своеобразную ажурную форму – филигрань, то металл уже не подавит своим блеском янтарь, а наоборот - подчеркнет природную красоту игристого камня.

Искусство филиграни на Русь пришло из восточных стран и приобрело здесь новый оттенок. Не каждый янтарь подходит к золоту и серебру: не гармонируют с драгоценными металлами малопривлекательные непрозрачные камни, а прозрачные и с красноватым оттенком янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно сочетаются с драгоценным металлом.

Каление

В природе такие янтари встречаются не так часто, зато в лабораторных условиях можно не только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки.

Процесс осветления янтаря называется калением. При калении изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся трещинки, которые расходятся веером, напоминая рыбью чешую. Такие трещинки называют золотыми лучами. Осветленный таким образом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет.

Каленый янтарь, оправленный золотом, оказался очень красив: металл не соперничал и не угнетал камень, а отдавал ему часть своей красоты. Замечательное сочетание.

Янтари с включениями

Янтари с природными включениями особенно ценятся мастерами. Такими включеями могут быть пузырьки воздуха, хвоя, листочки растений, кора дерева, капельки воды, мушки и т. д. Художники умело используют внутреннее строение камня, виртуозно сочетая его с оправой в металле.

Разнообразие природных форм янтаря, сочетание прозрачности и блеска с богатством рисунка и цветовой гаммы давали множество возможностей для применения камня. Необходимо было находить специальные способы крепления для вспомогательных деталей новых изделий. Такими способами крепления стали булавки, оправы, заколки, зажимы и т. д. Особенно характерна свободная подвеска на шиповых закрепах, когда шип-проволочка с загнутым колечком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Крепление выгодно подчеркивает выразительность и красоту янтаря. То же самое относится и к оправам со вставкой из янтаря.

Одной из форм янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специально вращающихся барабанах. После обработки такие кусочки называют окатышами. Полученнные таким образом полированные цветные янтари неопределенных форм позволяют создавать красивые ожерелья, бусы и иные украшения, восхищая людей разных стран ювелирной тонкостью работы.

Каждый из нас знает, что такой материал, как янтарь, представляет собой затвердевшую ископаемую смолу, которая является натуральной. За счет того, что янтарь выступает достаточно мягким материалом, он очень быстро подвергается возникновению всевозможных царапин, загрязнений и помутнений. Для того чтобы привести изделие из янтаря в первоначальный внешний вид, необходимо знать, как правильно чистить его, и как правильно обрабатывать янтарь самостоятельно в домашних условиях.

История возникновения янтаря и его особенности

Янтарь выступает тем материалом, который принадлежит к группе тех самоцветов, с которыми впервые познакомилось человечество. Если рассматривать время его первого возникновения, то первые образцы янтаря были получены примерно 60 миллионов лет назад, когда первобытные люди нашли небольшие окаменевшие кусочки смолы. Ранее использовали янтарь для создания амулетов, ювелирных украшений и всевозможных предметов культа, которые помогали человечеству избавиться от болезней, сглазов и порч. На сегодняшний день янтарь широко используется для создания не только украшений, но и всевозможных интерьерных элементов. Что же касается непосредственного места нахождения этого материала, то встретить его можно в любом регионе, но в огромном количестве янтарь получают непосредственно на территории Балтийского моря. Именно поэтому его и называют, как «золото Севера».

Свое удивительное название этот материал получил за счет своих уникальных декоративных свойств. Этот материал на сегодняшний день насчитывает больше, чем 200 разнообразных расцветок. В цветовой палитре такого камня, как янтарь, можно встретить следующие цвета: медовый, золотисто-желтый, коричневатый. Очень редко можно встретить даже образцы белого, красного, сине-зеленого и черного янтаря. За счет пузырьков воздуха, которые попадают в смолу, янтарь приобретает мутный цвет, а небольшие капельки воды позволяют получить молочные разводы на камне. На сегодняшний день большим спросом пользуются абсолютно все варианты янтаря.

Необходимые инструменты для работы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Естественно, у многих людей очень часто возникает вопрос, возможно ли самостоятельно в домашних условиях осуществить обработку этого материала и какие инструменты для этого вам потребуются.

За счет того, что сам по себе янтарь – это достаточно мягкий материал, обрабатывать его следует крайне осторожно. Благодаря такому свойству, как чрезмерная мягкость, никакие редчайшие приспособления не потребуются. Поэтому к основным инструментам, которые помогут отделать янтарь, относятся:

  • пилочка, предназначенная для резки по металлу;
  • для сверления небольших дырочек в камне потребуется достаточно тонкое сверло;
  • лобзик и наждачная бумага;
  • напильники, которые имеют разное сечение;
  • войлок;
  • паста гой.

Как только вы соберете все необходимые инструменты, можно переходить непосредственно к обработке янтаря.

Приступаем к обработке янтаря

В том случае, если у вас имеется янтарь и необходимые инструменты, вы можете осуществить отделку янтаря, к которой относятся следующие этапы:

  • обдирка;
  • раскройка;
  • формовка;
  • шлифовка;
  • полировка.

Перед тем, как приступать непосредственно к отделке этого материала, займитесь его детальным изучением. Вначале вы должны отобрать только самые прозрачные камни. Если вы желаете посмотреть, как будет выглядеть янтарь в процессе работы, с его разных сторон обрежьте малые кусочки. Как только отшлифуете их, посмотрите на них на свет. Мутные камни будут иметь достаточно неровную структуру, а вот гладкие камни можно получить из прозрачных вариантов. Как только вы определитесь с тем, для каких целей вы желаете обрабатывать янтарь и какой именно, можно будет приступать к выполнению данной работы.

1 этап – осуществляем обдирку камня

Чтобы осуществить процесс обдирки янтаря вам необходимо взять такие инструменты, как крупная наждачная шкурка, напильник или же обыкновенное точило. За счет того, что осуществляется процесс выветривания, на поверхности этого материала появляется так называемая корка-патина, которую и необходимо снять. Это один из самых первых этапов, который необходимо осуществить в процессе обработки данного камня.

Если вы желаете осуществить процесс обдирки как можно качественнее, желательно начинать его именно с прозрачной стороны. Ту янтарную пыль, которую вы получите в процессе обдирки этого материала, не выбрасывайте. По истечении определенного промежутка времени у вас получиться собрать достаточное количество янтарной пыли, из которой в последующем можно создать специальный лак.

Заготовке, которую вы получили, нужно придать некой формы. Поэтому именно после полировки янтаря вы переходите к процессу формовки янтаря. Используя все те же инструменты, на этом этапе вы должны придать материалу формы, которую вы желаете получить. Если же вы желаете получить достаточно мелкие пластины, то в данном случае вам придется осуществить такое действие, как раскрой. Для его реализации вам придется:

  • обернуть приготовленную заготовку в ткань;
  • поместить заготовку между тисками и хорошо зажать ее;
  • используя ножовку или же лобзик, осуществите распиливание янтаря на 1/5 часть от толщины;
  • после этого переверните камень и произведите это действие еще раз.

Для того чтобы на янтаре не появилось никаких расколов, необходимо осуществлять распиливание постепенно и не спеша.

2 этап – шлифовка и процесс выравнивания

Несмотря на то, что янтарь уже прошел несколько этапов обработки, он все еще остается достаточно грубым. Поэтому перед тем, как осуществить его шлифовку, необходимо его выровнять. Для реализации данного процесса наилучшим материалом может стать шкура средней зернистости. В зависимости от того, какую форму имеет камень, непосредственно сам процесс выравнивания будет проходить совершенно по-разному. В том случае, если вам необходимо выровнять гладкую пластинку, то класть ее необходимо непосредственно под саму шкурку. Если же края изделия круглые, то при выравнивании янтарь желательно вовсе держать в руках. При этом следите за тем, что как только вы начинаете работать со шкуркой, все движения должны быть мягкими, без нажима и достаточно плавными.

На следующем этапе после осуществления процесса выравнивания переходят к шлифовке янтаря. Для этого этапа следует осуществлять точно такие же действия, что производятся в процессе выравнивания, но при этом меняется только сама шкурка. Необходимо чтобы она была мелкозернистой. Обратите внимание на то, что постепенное уменьшение зернистости положительно сказывается на качестве отшлифованного камня. Осуществляя шлифовку, сам камень и шкурка должны быть слегка влажноватыми.

3 этап – полировка камня

Для придания янтарю уже окончательно и завершенного внешнего вида необходимо в домашних условиях осуществить полировку камня. Реализовывать этот процесс следует только в ручном режиме с применением таких материалов, как фланель, фетр, войлок или же кожа. В том случае, если у вас имеется электроточило, то можно использовать и его. Главное следить за тем, чтобы его круги должны быть достаточно мягкими. Осуществляя полировку, обратите внимание на то, что вам потребуется в домашних условиях и дополнительное средство, к которому можно отнести парафин, пасту ГОИ, масло или даже обыкновенный мел.

Производиться процесс полировки только аккуратными круговыми движениями. В том случае, если для данного действия вы используете электроточило, то следите за тем, чтобы количество оборотов было минимальным. Как можно аккуратнее давите на камень, чтобы янтарь не был испорчен. Обратите внимание на то, что в процессе полировки необходимо изредка охлаждать камень в воде. Для того чтобы точно определить тот период, когда можно заканчивать полировку, необходимо посмотреть на янтарь. Если в камне будет присутствовать так называемый зеркальный эффект, то полировку можно смело заканчивать. После этого обработанный янтарь вставляется в изделие или же направляется в необходимое место.

Как видите, процесс обработки этого камня в домашних условиях достаточно простой и не требует от людей знания каких-либо особых навыков и наличия соответствующих умений.

Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной. Диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм. Его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия. Это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

  • 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
  • янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
  • раствор целлулоида;
  • раствор твердого копала в эфире.

После переработки минерала, из его отходов получается прессованный янтарь. Неподходящие для работы мелкие кусочки дополнительно дробят, затем нагревают до 140° - 150° С в вакуумном гидравлическом прессе. Получившийся расплавленный янтарь прессуют крупными блоками или производят прутья, путем пропускания их через круглые отверстия определенного диаметра. Детали распиливают на маленькие заготовки, из которых позже вытачивают красивые бусины или другие формы для украшений.

Удивительный по красоте и свойствам камень янтарь всегда был окутан множеством тайн и легенд. Люди издревле собирали его на побережьях, используя для украшений, лечения и магии. Видов янтаря на сегодняшний день известно много: гладкий, слоистый, матовый, облачный, прозрачный. Нередко встречаются экземпляры с загрязнениями и застывшими внутри растениями и насекомыми. Однако для получения действительно красивого поделочного материала янтарь требует многоэтапной обработки, а в распоряжении современных мастеров имеются специальные инструменты и станки, химия и клей для камня TENAX.

Предварительный отбор

В первую очередь добытый янтарь должен быть тщательно подготовлен. Сначала собранный камень необходимо отмыть и отсортировать, чтобы исключить из работы невзрачные и некачественные экземпляры. Изначально янтарь не очень привлекателен из-за покрывающей его окисленной плёнки. После отбора с одной стороны камней эту корочку обдирают и рассматривают структуру.

Специалисты рекомендуют выбирать для работы в первую очередь камни. Чтобы увидеть степень их чистоты, нужно спилить в двух противоположных граней по тонкой пластинке, отшлифовать и посмотреть на свет. Прозрачные камни будут гладкими внутри, а мутные - волнистыми.

Обработка

Процесс довольно простой, потому что янтарь считается некапризным материалом за счёт низкой плотности. С этим минералом сможет справиться даже новичок. Основная обработка начинается после отбора нужных экземпляров. Процесс выглядит следующим образом:

  • Первый этап - обдирка. Процедура выполняется крупной шкуркой, электрическим или ручным напильником. Начинать снятие патины следует с прозрачной стороны, не выбрасывая сразу каменную пыль, которая образуется в процессе работы. Такие янтарные отходы могут понадобиться в будущем - из них делают лак.
  • Второй этап - формовка. Получившаяся заготовка, как правило, мало похожа на фигуру, которую мастер задумал создать. Поэтому янтарь нужно подвергнуть формовке. Использовать можно те же инструменты, что и в первом этапе, придавая янтарю требуемую форму или силуэт. Для получения тонких пластинок камень следует раскроить. Для этого заготовка оборачивается тканью и зажимается в тисках. Лобзиком или ножовкой по металлу производятся небольшие пропилы на заготовке, разделяющие камень примерно на пять частей. Сначала эти действия совершаются с одной стороны, затем с обратной, и повторяются до полного распиливания сырья на пластинки. Разделять янтарь за один подход не рекомендуется, так как высок риск получить сколы и трещины.
  • Третий этап - шлифовка. На этой стадии заготовка ещё грубая, поэтому прежде всего её нужно выровнять шкуркой средней жёсткости. Процесс имеет свои особенности. К примеру, гладкую пластину кладут на ровную поверхность и накрывают шкуркой. Округлые изделия лучше обрабатывать, держа в руках. Во время выравнивания не следует слишком сильно нажимать на материал. Затем постепенно, меняя шкурки на более щадящие и водостойкие, завершается шлифование, которое производится с использованием жидкости.
  • Четвёртый этап - полировка. Эта процедура позволит придать камню законченный вид и сделает его действительно привлекательным. Полирование - ручная работа с использованием фетровых, фланелевых или войлочных тканей. При наличии электрического точила, последний этап можно значительно ускорить и облегчить, используя круги из мягких материалов. Для полировки обязательно потребуются специальные составы, обычное масло, парафин или мел. Движения должны производиться по кругу, а на электроинструменте рекомендуется работать на малых оборотах. Не следует сильно давить на янтарь, а во избежание оплавления камень нужно периодически охлаждать водой. При случайном недосмотре оплавленные края придётся заново шлифовать и полировать. О завершении обработки янтаря свидетельствует зеркальное отражение предметов в камне. Для полировки большого количества мелких бусин мастера используют специальный барабан, в котором детали смешиваются с абразивным порошком, смачиваются и обкатываются, но шлифовальный состав периодически меняется на более мелкий.

Нюансы сборки

При создании украшений или декоративных элементов из янтаря в заготовках требует сделать отверстие, склеить части между собой или прикрепить их на оправу. Каждое из этих действий имеет свои особенности.

Сверление лучше производить до полировки, так как во время работы гладкий камешек может выскочить из рук и повредиться. Делать отверстие следует маленьким сверлом на низкой скорости. При этом насадку нужно периодически очищать от стружки. Сквозное отверстие выполняется попеременно с двух сторон, по аналогии с распиливанием.

Для склеивания нескольких деталей между собой можно воспользоваться раствором целлулоида или другими составами, а также эпоксидным клеем для камня TENAX, который не повлияет на цвет и свойства янтаря. Для соединения обе части изделия покрывают веществом, нагревают и прижимают друг к другу.

Помимо этого, камнеобработчики знают, как повысить прозрачность янтаря. Достаточно прокипятить его в льняном масле, но важно следитьизменения температуры были плавными. После такой обработки камень станет красноватым, а внутри образуются блестящие фракции.

Поделиться: