История профессии воспитатель детского сада. Воспитатель, славлю имя твое! Где получить профессию "воспитатель"

Не каждый человек может работать с детьми. У воспитателя должны быть железные нервы, чтобы выслушать и ответить на просьбы и требования по меньшей мере 25 малышей. Девушка, которая искренне влюблена в свою работу, поделилась мыслями на этот счет, а также ответила на вопрос: "Почему я выбрала профессию воспитателя".

История профессии

Если взглянуть в прошлое, то такой деятельности, как воспитатель детского сада, не существовало. Она возникла в период появления нового вида воспитания детей дошкольного возраста и противостоящая гувернерам, которые занимались с детьми в домашних условиях. В Древней Греции дети находились под наблюдением раба. Затем это переросло в такую важную профессию как воспитатель, но в домашних условиях. Она в некоторой степени напоминала сегодняшнюю деятельность педагога детского сада.

В чем состоит работа воспитателя?

Первоначально необходимо понимать, что профессия предусматривает постоянный контакт с детьми, начиная с особо нежного возраста и заканчивая дошколятами. Если сказать проще, то воспитатель - человек, который ухаживает за детьми в период, когда родители заняты на работе.

Тогда зачем ему высшее образование, ведь работа заключается в том, чтобы постоянно следить за малышами, чтобы они не поранились? Как говорят воспитатели, присмотр и уход - общее описание. Необходимо обладать обширными знаниями и умениями, которые может дать только педагогический институт. В данных вузах будущие педагоги овладевают знаниями, которые касаются детской психологии и развивающих методик. Ведь малышу на занятиях необходимо донести нужные сведения в понятной для него форме.

Почему я выбрала профессию воспитателя? Все педагоги отвечают на это так: эта профессия креативная и творческая и подходит для людей с особенным мышлением. Поэтому в воспитатели пойдет не каждый человек, это дело нужно не только по-настоящему любить, но и жить им.

Особенности работы в детском саду

Чтобы работать воспитателем, можно закончить педагогическое училище или институт по специальности воспитателя дошкольного учреждения. А далее пойдет рассказ о самой деятельности.

Каково описание профессии воспитателя? Обычно он работает в 2 смены. В 6 часов 30 минут начинается рабочий день, и воспитатель принимает детей. Их необходимо встречать с улыбкой и радостью на лице, чтобы создать хорошее настроение на целый день и малышам, и родителям.

В 08:15 малыши делают утреннюю зарядку для того, чтобы они полностью проснулись и получили заряд бодрости. В 9:00 дети завтракают. После этого в каждой группе проводятся возрастные занятия, которые утверждаются методистом в начале каждого учебного года. Они направлены на развитие у малышей различных талантов. Занимаются они лепкой, рисованием, аппликацией и математикой. После игр детей в группе их сопровождают на прогулку.

В 11:30 начинается вторая смена, но первый воспитатель не покидает группу до 13:30. Он помогает малышам обедать и укладывает их спать. Подъем после дневного сна происходит в 15:00, после полдника педагог играет с детьми в спокойные игры или рассказывает им сказки.

В течение всего дня с малышами в группе находится младший воспитатель (няня), благодаря ей соблюдается чистота в помещении. Она моет полы, окна, кормит, одевает детей и оказывает им всестороннюю помощь.

Какими качествами должен обладать педагог?

А теперь хотелось бы рассказать какими личными качествами следует обладать педагогу. С момента появления этой профессии основными требованиями к человеку, который мечтает стать воспитателем, стали любовь к детям, чуткость и доброта. Поскольку работа заключается в контроле за 20-25 детьми, то педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и огромным терпением.

Профессия воспитателя детского сада требует от человека:

  • наблюдательности;
  • внимательности;
  • ответственности;
  • справедливости;
  • эрудированности;
  • активности;
  • жизнерадостности.

Помимо этого, хороший педагог способен мгновенно переключать свое внимание, иметь отличное зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и логическим мышлением.

Преимущества профессии

Если написать эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", то в нем обязательно будут описаны все плюсы и минусы такой работы. Плюсов в работе педагога имеется множество. Поэтому когда педагогам приходиться отвечать на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя", они выделяют несколько моментов:

  1. Общение с детьми, ненавязчивая игровая атмосфера.
  2. Участие в развитии ребенка и возможность дать ему что-то новое.
  3. Творческие люди способны реализовать свой потенциал и делать с детьми поделки, аппликации и придумывать свои сказки и рассказы.
  4. Многие воспитатели отзываются о работе положительно, говоря, что назвать ее однообразной и рутинной нельзя.
  5. Продолжительный отпуск (42-56 дней) в зависимости от продолжительности работы на этой должности.
  6. Востребованность - хорошие воспитатели нужны всегда.

Несмотря на то, что плюсы профессии воспитателя превышают минусы, но они существуют, как и в любой другой работе.

Отрицательные стороны профессии

Главный недостаток в работе воспитателя - низкая заработная плата, о которой не осведомлен только человек, полностью оторванный от реальности. К остальным недостаткам профессии можно отнести:

  • шумную обстановку;
  • постоянное нервное напряжение;
  • огромную ответственность, в том числе и уголовную, за жизнь и здоровье детей;
  • постоянный контроль собственных эмоций;
  • непрерывное присутствие на рабочем месте, из-за полной ответственности педагога за безопасность малышей.

При ответах на вопрос "почему я выбрала профессию воспитателя" многие педагоги, любящие свою работу, всячески преуменьшают ее минусы.

Однако, несмотря на это, они часто пребывают в состоянии стресса. Многие воспитатели настолько завязаны на своей работе, что их жизнь уходит на второй план. В этом случае педагогам необходимо заботиться о своем моральном здоровье и относится к своей деятельности спокойно.

Где можно получить профессию воспитателя детского сада?

В настоящее время профильное образование можно получить только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого готовят таких специалистов. Во многих российских институтах подготовка по специальности воспитателя дошкольного учреждения хорошо отработана, поэтому выбор учебного учреждения принципиального значения не имеет.

В заключение

Почему я выбрала профессию воспитатель? Когда педагоги с огромным стажем работы рассказывают о преимуществах своей работы, то предлагают молодым людям хорошо обдумать, прежде чем стать воспитателем. Ведь ему придется проводить много времени с детьми, читать им, заплетать косички и убирать за ними. Отличная работа для молодой мамы, но сама профессия очень сложная. Часто девушки, получившие подобное образование, сталкиваются со многими трудностями, ведь в институтах не учат, что нужно будет помогать ребенку сходить в туалет, или тому, как понять, что у малыша болит живот, если самостоятельно сказать об этом он не может.

Нужно учить детей находить компромиссы в общении между собой, иногда воспитателю приходится учить их пониманию в отношениях с родителями, что иногда бывает очень сложно, а в некоторых случаях нереально.

Поэтому можно написать в эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя", что дорога открыта только для людей, которые любят детей и вдохновляются ими, обладают качествами актеров-фантазеров. Если человек миролюбив и полностью открыт для общения, то работа принесет ему только удовольствие.

Петрова Яна Витальевна

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р.У. Эмерсон

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления невозможно. Материалы археологических раскопок позволили ученым сделать предположение, что воспитание начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности. В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь и в обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли поведение детей, приучая их соблюдать правила, требования и запреты, сложившиеся в общине. Это и было началом первых форм воспитания.
Слово педагог возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раба, следившего за ребенком и его поведением называли педагогом (дословно детоводителем). Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя.
Слово педагог, конечно же, утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть воспитателей, а затем и учителей.
Согласно словарю С.И.Ожегова - "воспитатель - человек, который воспитывает или воспитал кого-то".
Воспитатель - одна из современных педагогических профессий, возникшая в XVII-XVIII вв., при появлении первых дошкльных учреждений. В Европе, включая Россию, такие учреждения изначально предназначались для детей-сирот. Позднее были созданы благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества ("Убежища" во Франции, "Школы защиты детей" в Германии, "Ясли-приюты" в России. Позднее появляются платные детские учреждения для детей состоятельных родителей. Хотелось бы отметить, что среди первых воспитателей мужчин было больше, чем женщин.
В 1840 г. выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель дал своему заведению название детский сад. И задачей его детского сада была обучить матерей правильному воспитанию своих детей.
Идеи Ф.Фребеля распространились на дошкольные учреждения сногих стран мира. В России были организованы детские сады по системе Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Таких педагогов стали называть "садовницами".
Педагог является одной из самых социально значимых профессий, его деятельность направлена на развитие, формирование, духовное сотворение личности.
Функци современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и в первую очередь системы образования, обусловили усиление социальной функции педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения.
Цель педагогической деятельности также определяется обществом. В данный момент наше современное общетсво сформировало новый стандарт работы педагогов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт четко регламентирует текущие цели педагогической деятельности:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования.
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
  • Обеспечение государственных гаранитий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации отностиельно уровня дошкольного образования.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Объект педагогического воздействия - материал уникальный по своей ценности. Это постоянно изменяющаяся, и развивающаяся личность. Характер этих изменений во многом определяется позицией педагога. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности воспитеумого, его потребности, эмоции, возможности, стимулировать его активность, любознательность, интерес, не подавляя своим авторитетом. Основная цель педагога воспитать личность.
В процессе воспитания мы отталкиваемся от важных постулатов:
  • Защитить детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Проявлять уважение к человеческому достоинству воспитанников, формировать и поддерживать их положительную самооценку, уверенность в себе и своих возможностях.
  • Поддерживать инициативы и самостоятельность детей в различных видах деятельности.
  • Построить образовательный процесс ориентированным на возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.
  • Предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности.
  • Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Педагог, трудясь в настоящем, "растит будущее"

Олеся Коннова
Консультация «Возникновение и становление педагогической профессии. Имидж современного педагога»

«Имидж современного педагога»

Государственная должность. состоящая

во всевозможном попечении и воспитании

мальчиков и девочек. - эта должность

гораздо значительнее самых высоких

должностей в государстве.

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали в современном понимании первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать"не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Первый детский сад открылся в 1840 году в г. Бланкенбурге. Новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно, обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Во второй половине 19 века стали открываться детские сады в России и в Санкт-Петербурге.

После гражданской войны сеть дошкольных учреждений постепенно расширялась, их открывали городские и сельские власти, предприятия, кооперативы. Началась подготовка педагогических кадров.

В конце 60-х годов появилось новое учреждение - ясли-сад, такие знакомые нам всем.

Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.

В настоящее время педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью.

Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

Внешний вид педагога один из факторов успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культуры человека.

Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.

Что же такое – имидж современного педагога, воспитателя? Каковы его составляющие?

В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает «образ». Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя», говорят о том образе, который возник у других людей. Причем под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. д.

«ИМИДЖ – это мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (Ожегов С. И.)

«ИМИДЖ - Представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе, сложившемся у руководителя» (Толковый словарь Ожегова)

«ИМИДЖ - Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих»

(Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012г.)

Кто же создает имидж?

Во-первых , сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых , имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политики, государственные деятели, артисты и т. п.

В-третьих , большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертых , его создают друзья, родные, сотрудники.

А. Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т. д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т. д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А. А. Калюжным, выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога:

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе воспитанников и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид педагога, воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля педагога. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках.

2. Одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах детей сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый педагог может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать детей от содержания занятия. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает воспитанников, да и самого педагога.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо педагога должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ребенка выражение лица педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому педагогу интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с воспитанниками, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих воспитателей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия педагога с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов.

Как отмечает Е. А. Петрова, жестикуляция педагога является для педагога одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания детей, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Жесты могут иллюстрировать рассказ педагога, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Внутренний образ - это культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе. Его задача – не только присмотреть за ребенком, пока родители на работе, но и в игровой форме научить малышей воспринимать серьезные знания.

Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Работа воспитателя детсада требует особого склада характера, бесконечной выдержки и желания полностью посвятить себя детям, поэтому обычно ее выбирают женщины.

Воспитатель детского сада - это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3-4 года - младший;
  • 4-5 лет - средний;
  • 5-7 лет - старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием - это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах - «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов - за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4-5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.

Нестоличные вузы:

  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

В которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке - с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки - относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35-40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант - это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.


История возникновения профессии История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.


Значение профессии в настоящие время Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.


Профессионально-важные качества специалиста Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Доминантными качествами являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, эрудиция, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.


Медицинские ограничения нервные и психические заболевания. нервные и психические заболевания. нарушение функций опорно-двигательного аппарата. нарушение функций опорно-двигательного аппарата. заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем. заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем. устойчивые нарушения зрения и слуха. устойчивые нарушения зрения и слуха. хронические инфекционные кожно-венерические заболевания хронические инфекционные кожно-венерические заболевания вредные привычки. вредные привычки.




Длительность обучения Длительность обучения в училище: на базе 9-ти классов - 3г.10мес. на базе 9-ти классов - 3г.10мес. на базе 11-ти классов - 2г.10мес. на базе 11-ти классов - 2г.10мес. на очно-заочном (вечернем) отделении – 1г.10мес на очно-заочном (вечернем) отделении – 1г.10мес Длительность обучения в институте. 4 года 4 года



Поделиться: